Восьмидесятые войдут в историю автоспорта как эра наивысшего расцвета. Турбомоторы Формулы 1, полноприводные «монстры» на трассах WRC… Неудивительно, что именно в эти годы мировое ралли неравных конкурировало с королевскими гонками.
Первопроходцем новой формулы 4х4 стала компания Audi, выпустившая на трассу Audi Quattro и с блеском выигравшая первый этап 1981 года в Австрии. Миф о том, что привод на четыре колеса слишком сложен и тяжел для раллийного автомобиля, был развеян раз и навсегда.
Эта большая, угловатая машина имела огромный потенциал. Под управлением Хану Миккола, Стига Блонквиста, а также бесподобной Мишель Моутон (единственной женщины-победительницы этапа за всю историю ралли) «Ауди» в 1982 году буквально «вынесла» всех соперников. А уже через два года был предложен новый технический регламент мирового ралли для групп N, А и B. Последняя стала по-настоящему революционной.
Для участия в этой группе требовалось выпустить не более 200 экземпляров серийного прототипа, а при строительстве автомобиля разрешалось использовать любые материалы. Мощность не ограничивалась вовсе. Это были настоящие «монстры»! Невероятно мощные движки, облегченный кузов и бесчисленные инновационные решения…
Но вскоре в борьбу двух лидеров вмешалась третья сила — Peugeot 205 Turbo 16. Если Lancia 037 оставала главным образом из-за классического привода, а Audi Quattro, в свою очередь, разрабатывалась на основе серийного купе и переняла многие его минусы (в частности, переднемоторную компоновку), то французы целенаправленно строили автомобиль для победы в WRC. Пожалуй, единственно, что роднило 205 T16 с серийным прототипом, — решетка радиатора и дверные ручки.
Неудивительно, что Ари Ватанен уже на дебютном ралли Корсика лидировал первые два дня и упустил победу лишь из-за аварии. Но успех не заставил себя долго ждать. За три года участия в чемпионате 205-я выиграла 16 гонок и принесла своим создателям два титула в личном и столько же в командном зачетах.
Популярность ралли выросла до невиданных масштабов и автомобили группы Б могли на равных конкурировать с болидами Формулы 1 — как на трассе, так и с точки зрения использовавшихся технологий. В 1985 году Peugeot 205 T16 промчался по формульной трассе Эшторил с таким временем, которое позволило бы французской машине стартовать с пятой позиции на Гран При Португалии того же года! А гонка вооружений и не думала останавливаться. Поговаривали, что специалисты Audi собирались омологировать новый мотор для очередной эволюции своего Quattro, мощность которого составила бы совершенно немыслимые 1000 л.с…
Начало 1986 года можно назвать золотым временем группы B. Lancia построила новый автомобиль — на сей раз полноприводная модель Delta S4 оснащалась не только турбонаддувом, но и механическим нагнетателем! Свои прототипы представили такие фирмы, как Renault (5 Turbo), Rover (MG Metro 6R4), Ford (RS200), Citroen (BX4TC). Конструкция машин благодаря либеральному регламенту и крупным заводским бюджетам совершенствовалась день ото дня. Машины перешагнули рубеж мощности в 500 лошадиных сил. Удержать такой автомобиль на дороге помогали полный привод, многоэтажные антикрылья и чудовищные спойлерыи, конечно же, мастерство экипажа…
Увы, все закончилось так же внезапно, как и началось. Сначала на португальском ралли Ford RS200 Жоакима Сантуша врезался в толпу болельщиков, разом лишив жизни несколько человек. А 4 мая 1986 года трагически погиб экипаж заводской команды Lancia — Хенри Тойвонен (Henri Toivonen) и Серджио Кресто (Sergio Cresto), лидировавшие на тот момент в чемпионате и шедшие на первом в гонке (Tour de Corse Rally). Пилот не справился с управлением на извилистом горном скоростном участке, и автомобиль вылетел с дороги в пропасть. После нескольких сильных ударов о деревья и скалы он взорвался. Кузов за считанные секунды выгорел дотла…
Смерть Тойвонена и Кресто стала последней каплей: скорость выходила из-под контроля. Эта стихия была порождена человеком – и в его же власти было ее укратить. FISA распорядилась запретить участие автомобилей группы B в чемпионате мира со следующего года…
В памяти болельщиков ралли 1982-86 годов навсегда останутся самыми зрелищными и самыми скоростными. О, да, эти прокаченные «монстры» одним своим видом могут вызвать массу эмоций: восторг, восхищение и даже боязнь. Что уж говорить о том впечатлении, которое они производили на узких раллийных допах WRC, проносясь сквозь строй зрителей с диким ревом…
Предлагаем вам посмотреть видеоролик Group B tribute, воскрешающий это зрелище.
P.S. В идеале хотелось бы видеть этот видеоролик вовсе без музыкального сопровождения. Звук двигателей – лучшая музыка. Но, увы…