Назад, в Индию!

Свершилось! Среди ведущих мировых автопроизводителей появился еще один полноправный тяжеловес – возникший еще во времена Британской империи индийский концерн Tata, который на днях приобрел у Ford Motors европейские подразделения – Jaguar и Land Rover. Цена сделки составила $2 миллиарда…

Но зачем американскому автогиганту избавляться от престижных европейских брендов? Что вынудило его на столь отчаянный шаг, как продажа? Ответ можно найти, вспомнив предысторию этой знаменательной сделки.

Люксовая кошка – «Ягуар» — перешла во владение американцев в далеком 1989 году — сумма сделки тогда составила за $2,5 млрд. В 2000-м, на стыке тысячелетий, за «Ленд Ровер» было отдано еще $2,73 миллиарда. Однако с тех пор продажи премиум-брендов постепенно, но верно начали падать. Да и сам американский автоконцерн уже не тот: эпоха многолетней экспансии на европейский и другие рынки окончена. Сейчас перед былыми лидерами одна задача – выживание, и здесь уже не грех пожертвовать и имиджем, и даже деньгами.

Статистика неутешительна: по итогам 2006 года потери Ford Motors достигли рекордного показателя за всю 103-летнюю историю компании — $12,6 млрд, и главной обузой стали именно проданные марки. Причины, которые могут объяснить такое положение вещей, разнообразны – от увеличившейся конкуренции до ипотечного кризиса в США. Факт остается фактом: дорогие машины сегодня востребованы на американо-европейском рынке все меньше.

Иное дело – богатеющая Азия и один из флагманов нового азиатского автомобилестроения – Tata Motors, закончившая прошлый год с 26%-ым ростом. Индийская компания не скрывает своих амбиций на международном рынке. И совершенно очевидно, что покупка таких известных люксовых брендов, как «Ленд Ровер» и «Ягуар», имеет прежде всего имиджевую цель. Конечно, над ними еще придется поработать, дабы вывести из плачевного – в финансовом отношении – состояния до уровня самоокупаемости. Но, с другой стороны, согласитесь, что к 10-летию выпуска легковых автомобилей Tata Motors преподнесла себе очень даже неплохой подарок.
А вот стоит ли традиционным покупателям этих марок со славной историей беспокоиться о качестве – покажет только время.

P.S. Есть все-таки какая-то ирония судьбы в том, что предприятия былых колонистов, наследников могущественной прежде империи, оказываются в собственности их же бывшей колонии…

Поделитесь с друзьями
Автор
Василий Лазаренко