Бензин в России стоит на 15%-20% дороже, чем должен. Причем, цены на топливо завышены как на оптовом, так и на розничном рынках.
“На сегодняшний день цены (и мы можем это доказать с помощью наших аналитиков) на 15%-20% выше тех, которые должны были бы быть и в опте, и в рознице”, — заявил в ходе “Правительственного часа” в Совете Федерации руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.
При всем при этом, уже к лету текущего года в России ожидается очередное повышение цен на бензин. Как отмечают эксперты, бензин в розницу подорожает минимум еще на 10%. Как сообщает “Российская газета”, только за первый квартал 2010 года цена бензина АИ-95 на оптовом рынке поднялась на 15%, а АИ-92 стал дороже на 11%. Повышение розничных цен хоть и немного отстают роста оптовых, но все же не сильно. Именно эта тонкая разница и не дает потребителю реально почувствовать неладное и правда выясняется только через месяц, а там уже и новым повышением цен пугают. Пока бензин марки АИ-92 подорожал в розницу лишь на 2%, а АИ-95 — на 1.5%.
Одним из факторов, влияющих на повышение цен на автомобильное топливо, помимо, конечно, мировых цен на нефть и нефтепродукты, является новый технический регламент, согласно которому регулируется процесс введения новых экологических стандартов на бензин. Для того, чтобы ему соответствовать, нефтеперегонным заводам придется провести реконструкцию, что, в свою очередь, может привести к дефициту топлива. По причине этой самой реконструкции производство снизится, а спрос, наоборот, вырастет, ведь лето — период максимального потребления топлива. А значит, цена вновь будет расти.
“Ввод нового оборудования на заводах начнется только в конце года. До тех пор бензина будет мало, и качество его останется таким, к которому мы уже привыкли”, — комментирует ситуацию вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуши. Остается лишь утешаться лишь тем, что после реконструкции качество топлива вырастет.
В следующем году планируется принять закон, по которому размеры акцизов будут зависеть от класса бензина. Чем качество топлива выше — тем ниже акцизы. Это позволит, как минимум, сдержать рост цен на топливо. Ведь на налоги компании тратят порядка 60% прибыли.
Для сравнения, в США платят только 20%. Если на Россию перенести американские условия, то 92-ой бензин у нас мог бы стоить 12-13 рублей за литр, а не 21-22 рубля, как сейчас.