Ставки утилизационного сбора утверждены правительством

Правительство России утвердило правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора, который введен в нашей стране с 1 сентября. Соответствующее постановление опубликовано в «Российской газете». Документ был подготовлен Минпромторгом, но от первоначального варианта он отличается ставками.

Итак, одним из наиболее важных пунктов документа является то, что все автомобили, которые получили ПТС до 1 сентября, сбором не облагаются. Так что при дальнейшей перепродаже новые владельцы могут спокойно ездить на них. Утилизация таких машин будет осуществляться за счет последних собственников.

Все остальные автомобили попадают под действие закона. Взимать сбор будет Федеральная таможенная служба (ФТС), которая выдает ПТС на импортированные автомобили. Сбором будут облагаться как новые, так и подержанные машины разных классов: легковые, коммерческие, грузовые и автобусы. Если автомобиль выпущен на территории страны, у его производителя есть два выхода: гарантировать безопасную утилизацию этой машины в будущем или заплатить сбор в ФТС.

Рассчитывать размер сбора плательщики будут самостоятельно в российских рублях. Для этого на всех таможенных пунктах будут вывешены информационные табло с указанием ставок и коэффициентов к ним. Кроме того, данные о ставках будут размещены на сайте ФТС. Деньги плательщика при уплате сбора зачисляются на специальные счета Федерального Казначейства. Только после поступления средств, ФТС выдает таможенный приходный ордер и ставит соответствующую отметку в ПТС. Отметка также ставится в случае гарантии утилизации производителем. ГИБДД зарегистрирует машину только при наличии такой отметки в ПТС. 

ФТС будет отправлять сведения об уплате утилизационного сбора министерству внутренних дел и министерству сельского хозяйства. 

При введении утилизационного сбора будет сформировано несколько перечней. Во-первых, реестр организаций-изготовителей автомобилей, принявших обязательство обеспечить в будущем безопасное обращение с такими отходами, то есть предприятий, гарантировавших утилизацию. Его будет вести Минпромторг и обновлять каждый год. То есть компании из этого списка каждый год должны подтверждать свое право на присутствие в реестре. Для его первичного формирования компании должны подать заявки в министерство до 1 октября 2012 года. Если до 31 октября компания не подаст заявку, ей придется оплачивать сбор деньгами.

Попав в реестр, компания-производитель берет на себя некоторые обязательства. Например, организовать за свой счет на территории каждого субъекта Российской Федерации и в каждом поселении, городском округе с численностью населения 500 тысяч человек и более (или на расстоянии не более 50 километров от границ поселения, городского округа) пункты приема и доставку автохлама. Перечень поселений и городских округов с численностью населения 500 тысяч человек и более отвечает также Минпромторг. Эти списки открытые для публики.

Второй перечень – реестр транспортных средств, в отношении которых утилизация гарантирована, а не оплачена. Вот его будет вести МВД на основании предоставленных Минпромторгом сведений.

Платить сбор будут, в первую очередь, юридические лица – импортеры и производители. Физическим лицам также придется уплачивать сбор при ввозе машины. Однако ставки в этом случае предусмотрены минимальные. Сама процедура уплаты ничем не отличается. Кроме того, постановление предусматривает возможность возврата излишне уплаченного сбора, если плательщик ошибся в расчетах.

Для простых автовладельцев введение утилизационного сбора грозит вероятным подорожанием автомобилей, в первую очередь, иномарок. Во вторых, у некоторых могут возникнуть проблемы при регистрации свежекупленной машины, если ПТС на нее был выдан после 1 сентября. Например, если в таком ПТС отметки о сборе нет, в регистрации откажут. Если есть отметка о гарантии последующей утилизации, но организация, которая ее поставила, исключена из соответствующего реестра Минпромторга, ГИБДД также откажет в постановке на учет. Чтобы не попасть в неприятное положение, рекомендуется тщательней проверять документы при покупке машины, особенно с рук. 

По сравнению с первоначально подготовленным Минпромторгом проектом, окончательный вариант постановления правительства претерпел изменения только в цифрах. В частности, некоторые коэффициенты были уменьшены. Кроме того, в окончательном списке были добавлены новые категории транспортных средств.

Для легковых автомобилей базовая ставка составит 20 000 рублей. Она умножается на приведенные ниже коэффициенты.

Транспортные средства категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории Новые транспортные средства (ТС) ТС, с момента выпуска которых прошло более трех лет на дату уплаты утилизационного сбора*
ТС с электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой 0,86 5,3
ТС с рабочим объемом двигателя:
не более 1000 см3 0,86 5,3
свыше 1000 см3, но не более 2000 см3 1,34 8,26
свыше 2000 см3, но не более 3000 см3 2,56 16,12
свыше 3000 см3, но не более 3500 см3 3,47 28,5
свыше 3500 см3 5,5 35,01
Ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя 0,1 0,15

Можно посчитать, что сбор при ввозе индивидуальным предпринимателем, к примеру, пятилетнего «Мерседеса» с 4-литровым мотором составит 700 200 рублей. А сбор при ввозе нового BMW 6 серии с 3-литровым мотором — 69 400 рублей. Зато ввоз нового «Мерседеса» или той же «шестерки» (также новой) физическим лицом будет стоить всего 2000 рублей. Старых машин — 3000 рублей.

Базовая ставка для грузовых, грузопассажирских и коммерческих машин составит 150 000 рублей. Подразумеваются категории N1, N2 и N3 (в том числе повышенной проходимости категории G)

Коммерческие грузовые и грузопассажирские автомобили Новые транспортные средства Транспортные средства, с момента выпуска которых прошло более трех лет на дату уплаты утилизационного сбора*
ТС полной массой не более 2,5 тонны 0,5 0,88
ТС полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 0,8 1,25
ТС полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн 1 1,6
ТС полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн 1,1 4,56
ТС полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн 1,34 6,91
ТС полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн** 1,47 10,06
ТС полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 2,9 11,8

Далее идут специальные и специализированные транспортные средства категорий М2,М3, N1, N2 и N3 (том числе повышенной проходимости категории G), размер базовой ставки которых также равен 150 000 рублей.

Специальные и специализированные транспортные средства Новые транспортные средства Транспортные средства, с момента выпуска которых прошло более трех лет на дату уплаты утилизационного сбора*
ТС специального назначения, кроме автобетоносмесителей 1 10
Автобетоносмесители 3 13

Базовая ставка для автобусов (категории М2 и М3, в том числе категории G) составит также 150 000 рублей.

Автобусы для перевозки пассажиров (вместимостью от 8 и более пассажирских мест) Новые транспортные средства Транспортные средства, с момента выпуска которых прошло более трех лет на дату уплаты утилизационного сбора*
ТС с объемом двигателя не более 2500 см3 0,6 1
ТС с объемом двигателя свыше 2500 см3, но не более 5000 см3 1,2 3
ТС с объемом двигателя свыше 5000 см3, но не более 10000 см3 1,6 4,4
ТС с объемом двигателя свыше 10000 см3 2 5,2

Еще одна категория транспортных средств, которая попадает под уплату утилизационного сбора – самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья. Для них базовая ставка составит те же 150 000 рублей.

Самосвалы для бездорожья Новые транспортные средства Транспортные средства, с момента выпуска которых прошло более трех лет на дату уплаты утилизационного сбора*
Самосвалы полной массой свыше 50 тонн, но не более 80 тонн 13,6 30,98
Самосвалы полной массой свыше 80 тонн, но не более 350 тонн 25 32
Самосвалы полной массой свыше 350 тонн 37 40

*При отсутствии документального подтверждения момента выпуска, которой является дата изготовления транспортного средства, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, при этом трехлетний срок исчисляется, начиная с 1 июля года изготовления. Под датой уплаты утилизационного сбора понимается дата, указанная в платежном документе, подтверждающем уплату утилизационного сбора.

**Для расчета размера утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, ввезенных на территорию РФ и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением правительства РФ ль 11 марта 2003 года №147, применяется коэффициент, равный 0,25.

Поделитесь с друзьями
Автор