60-е годы — классическая эпоха американского автопрома. Громадные, мощные muscle cars появились именно в «золотой век», когда никто не слышал ни о дефиците топлива, ни об экологии. Да, да, бензин в США тогда стоил баснословно дешево — 1 рубль нашими деньгами за литр высокооктанового топлива. Средней мощностью для стандартного полноразмерного седана считались 300-500 л.с. (а порой и больше). Подобные двигатели серийно устанавливались не на спортивные суперкары, а на вполне обычные — подчас семейные — машины. Их имена могут вызывать какие-то ассоциации в памяти даже людей, совершенно не интересующихся американским автопромом: Ford Galaxie LTD, Plymouth Fury, Chevrolet Impala, Chrysler 300, Imperial…
Однако сам термин muscle car родился только в конце семидесятых, когда «мускулы» стали по американским меркам антикварными автомобилями. В общем — и наиболее широком — толковании классическими muscle-car обычно считаются только автомобили производства США (1963-1973 гг) и Австралии (производились с 1968 по 1976 годы). Но автомобили, аналогичные американским маслкарам, строились в Южной Африке, Латинской Америке и СССР.
Кстати сказать, мускулистые автомобили нередко появляются в фильмах, причем не только соответствующего периода: многие из них отлично сохранились бы и до наших дней, если б не пресловутый топливный кризис, разразившийся в Америке в начале 70-х. Именно с тех пор «дорожные крейсера», скроенные на редкость крепко, в массовом порядке начали списываться на металлолом. На смену им приходили экономичные маломощные, но рациональные японские малолитражки.
Вторым и, по общему мнению, каноническим толкованием может считаться следующее: среднеразмерный (intermediate-sized или mid-size по американским меркам — то есть длиной где-то от чуть побольше современной «Волги» и до 5,4 метров) автомобиль, на который для достижения высокого «перфоманса» (в данном случае мощности и скорости) установлен (двигатель с более крупного, «полноразмерного» (full-size) автомобиля. Машина должна быть пяти или шестиместной, обязательно недорогой и доступной и предназначаться для ежедневной эксплуатации,. Как правило, это были автомобили, переделанные заводом-изготовителем из менее мощной серийной модели или выполненный на базе ее агрегатов (хотя в последствии существовали и специально разработанные muscle car). «Мускулы» были ориентированы на среднестатистического молодого американца, которому и на работу съездить, а детей в школу отвезти, и гонки погонять. Словом, машина общего назначения… Однако, в отличие от покупателя спортивных моделей, владелец маслкара не мог позволить себе несколько авто для разных случаев…
К концу шестидесятых мускулистые машины обрели собственный характерный стиль. Его чертами стали: кузов fastback (седан с очень плавным или вообще отсутствующим переходом от второго объема к третьему) или fasttop (с продленной назад крышей округлой формы), боковина «coca-bottle» — по форме напоминающая бутылку кока-колы, агрессивная решетка радиатора (часто глубоко утопленная в облицовку передка), интегрированные бампера, минимум хромового декора, имитации воздухозаборников (scoop), особые хромированные колесные диски; более того, в этом псевдоспортивном стиле стали делать и более крупные машины — например, полноразмерный седан Ford LTD 1968-1969 годов имел типичную для «мускула» внешность. При этом, что важно, механическая начинка — подвеска, трансмиссия, тормоза — «мускулистые» в целях удешевления заимствовали у своих прототипов — часто, обычных семейных седанов. В частности, тормоза были как правило барабанные спереди и сзади — как на старых «Волгах» или «Москвичах» — естественно, безопасности движения это явно не способствовало.
К muscle cars вплотную примыкают так называемые «pony-cars» Ford Mustang, Chevrolet Camaro, Plymouth Barracuda и Dodge Challenger. Эти машины отличаются меньшими размерами (по американским меркам того времени — «компактные» автомобили, длиной где-то от 4,5 до 5 метров). Настоящими маслкарами считаются только их заряженные версии GT (Gran Tourismo по-итальянски, по-английски Grand Touring). Например — Mustang GT-350, оснащенные действительно мощными двигателями. Такие "заряженные" автомобмли часто называют compact musclecars. Стандартные же их версии при псевдоспортивной внешности имели довольно слабые двигатели.
Еще одна разновидность непосредственно muscle cars — это fullsize muscle car, или полноразмерный маслкар. Примеры таких машин:
— Основоположник полноразмерных маслкаров Chrysler 300 (начиная еще с пятидесятых годов),
— Chevrolet Impala (только с приставкой SS — Super Sport), Ford Galaxie (с двигателями от 6,4 литров рабочего объема),
— Dodge Coronet,
— Chevrolet Impala SS 427.
От настоящих «мускулов» следует также отличать похожие на них, часто столь же мощные, но значительно более дорогие, обычно полностью отдельно разработанные люксовые "персоналки" — personal luxury cars (вроде знаменитого "Кадиллака Эльдорадо" Элвиса), а так же, двухместные спортивные автомобили вроде Chevrolet Corvette и Ford Thunderbird, которые из-за своей высокой недоступной цены, специфического назначения (а значит, относительно жесткой спортивной подвески и прочих особенностей спорткаров) и непрактичной двухместности не считаются muscle cars, а выделяются в отдельный класс sport cars (кроме AMC Javeline из-за ее небольшой цены).
В техническом отношении muscle cars были достаточно традиционными. Все они оснащались задним приводом классической компоновки. Переднеприводный Oldsmobile Toronado — скорее personal luxury. Двигатели имели простейшую конструкцию — как правило, чугунный блок цилиндров (алюминиевые детали шли как опции или тюнинг-киты), два клапана на цилиндр с приводом толкателями, один распредвал в развале блока цилиндров, карбюраторное питание (обычно ставилось больше одного карбюратора — два-три, редко четыре, часто использовались четырехкамерные карбюраторы). Коробки передач могли устанавливаться как механические (3 или 4 ступени), так и автоматические (2 или 3 ступени), однозначно сказать, какие же были более распространены, нельзя. Автоматы были настроены на более быстрое переключение, чем штатные версии для обычных машин. Что касается конструктивных деталей шасси, большинcтво muscle cars имели пружинную подвеску спереди на двух поперечных рычагах спереди и рессорную или пружинную зависимую сзади — ничего необычного.
Главными проблемами маслкаров были слабые тормоза и плохая управляемость. Особенно плохо с этим было на небольших (относительно) машинах вроде Dodge-Hurst Hemi Dart (1969 г.), который был размером чуть побольше «Волги», но имел семилитровый (!!) двигатель HEMI 426, или Dodge Dart GTS 470 с 7,4-литровым двигателем; двигатели были настолько большими, что занимали все свободное место в моторном отсеке «компактного» Dodge Dart, не оставляя место ни под гидроусилитель руля, ни под вакуумный усилитель тормозов. При всех своих положительных сторонах, эти автомобили, безусловно, представляли большую опасность в руках молодых и неопытных водителей.
Конец этих машин был трагичным и скорым — просуществовав почти десятилетие, они исчезли за считанные месяцы. К 1974 году в природе не осталось ни одного настоящего маслкара, а те, что все же колесили по просторам Америки, превратились в обычные люксовые "персоналки" (personal luxury car) с весьма посредственной мощностью задушенных движков. Последним из Магикан оказался Pontiac Trans Am SD455, выпускавшийся в 73-34 гг.
Хотя эра первых muscle cars уже давно ушла, идея больших, мощных и быстрых автомобилей продолжает жить. Среди достойных продолжателей дела можно упомянуть современный Corvette, Chrysler 300 C, Ford Mustang и, конечно же, Challenger… В эпоху торжествующего прагматизма втопроизводители возрождают свои легендарные автомобили — и это не может не радовать. Не за горами и очередное возрождение Chevrolet Camaro, анонсированное на 2009 год.
Подробнее о "мускулитых автомоблях" расскажет сайт www.mcar.ru, любезно предоставивший фотографии для данного материала.