Вызов Бибендума

В конце минувшего года в Шанхае состоялся очередной, девятый по счету Challenge Bibendum («Вызов Бибендума») — мероприятие, жанр которого определить достаточно сложно. Это и научно-практическая конференция, и выставка достижений современной промышленности, и просто красочное шоу…

 

Здешние пробки выглядят безнадежно, но рассасываются всего за 5-10 минут. Шанхайские четырехярусные развязки смотрятся эффектно, но превращают движение в сущую головоломку. И, чтобы повернуть налево, часто приходится объезжать целый квартал. И все-таки в экологически чистое будущее в Шанхае верится больше, чем, скажем, в Москве. Надежду, как ни странно, вселяет вид шанхайских велосипедистов: эти люди, как ни странно, в многомиллионном мегаполисе с миллионами же автомобилей все еще боятся надышаться «не тем»…

Шанхай выбран местом проведения мероприятия уже во второй раз. По всей видимости, дает о себе знать интерес к поистине необъятному китайскому рынку. Да и местные власти и бизнес-сообщества, ко всему прочему, оказались удивительно восприимчивы к новейшим технологиям. Ну а главное – в Китае, как нигде в мире (по понятным причинам), велики темпы автомобилизации населения… Сказалась восточная мудрость?

Прошедший в Шанхае 9 форум «Вызов Бебендума» позволил заглянуть в экологическое будущее

Бибендум – это составленный из автомобильных шин человечек, еще в 1898 году ставший символом компании Michelin. Именно к его столетию компания впервые провела форум, который с тех пор стал ежегодным и в настоящее время собирает всех лидеров автопрома, демонстрирующих все свои достижения в области безопасности и топливных разработок.

По мнению западных маркетологов, «шинный человечек» Бибендум – это самый узнаваемый рекламным персонаж целого столетия. Образ забияки и дебошира за сто с лишним лет приобрел черты добропорядочного (хоть и озорного) буржуа. На первом же мероприятии, проведенном в 1998 году, он дерзко бросал вызов мировым автопромышленникам: «А слабо вам сделать свои машины более дружелюбными к людям и природе?»

В шанхайском «Вызове Бибендума» приняли участие ведущие автопроизводители (Audi, BMW, Ford, Renault и др.), нефтепереработчики (Shell), однако конкуренты Michelin по разработке и выпуску шин мероприятие проигнорировали. Почему – не ясно, ведь вопросами экологии сейчас приходится заниматься всем, и другим шинникам явно было что показать urbi et orbi. Наверное, помешала все-таки гордость: как ни старался Мишель Роллье показать, что возглавляемый им Michelin — всего лишь один из равных участников форума, чувствовалось, кто все-таки здесь хозяин…

 

Организаторы в очередной раз доказали: об экологии заботятся не только производители двигателей, но и шинные бренды

Зато активно участвовали в форуме международные организации: Всемирная организация здравоохранения, Программа ООН по охране окружающей среды, Всемирный деловой совет по устойчивому развитию, Международное энергетическое агентство, международный экономический форум в Давосе.

Сама компания Michelin постулировала следующие задачи: «Это событие мирового масштаба, направленное на устойчивое развитие мобильности, уникальное в способности объединить сегодня всех участников транспортной отрасли на международном уровне для достижения единой цели: совместно найти решения проблем, связанных с постоянным ростом дорожного движения. Цель форума «Вызов Бибендума» соответствует миссии компании Michelin — способствовать прогрессу передвижения товаров и людей».

Основные обсуждавшиеся в этом году темы: жидкое и биотопливо, аккумуляторы и суперконденсаторы, водород и топливные элементы, экологически чистые грузовики и автобусы для города, гибридные автомобили, безопасность пешеходов и велосипедистов, уменьшение выбросов углекислого газа и проч., и проч…

Организаторы в очередной раз доказали: об экологии заботятся не только производители двигателей, но и шинные бренды. Тот же Michelin подготовил очередную версию модели Energy, которые экономят для автомобиля 0,2 литра топлива на каждые 100 км. Казалось бы, ерунда, но при пересчете на срок службы автомобиля получается целая тонна! Это количество углекислого газа будут в течение целого года перерабатывать сорок деревьев…

 

Первый вызов был брошен аж в 1998 году, аккурат к столетнему юбилею "шинного человечка"…

Среди других интересных экспонатов, представленных хозяевами встречи, — Michelin EV-Light, первый прототип которого был создан в 2004 году в сотрудничестве со швейцарским Институтом Пауля Шеррера (Paul Scherrer Institut). В машине использовались суперконденсаторы и водородно-кислородные топливные элементы. Выбрасывая в атмосферу чистые пары воды, Hy-Light развивал скорость до 130 км/ч, разгонялся до 100 км/ч за 12 с и имел запас хода да 350 км. В нынешнем Michelin Hy-Light 2 использованы литий-ионные батареи и топливные элементы собственной разработки. Автомобиль способен разогнаться до 145 км/ч, разгон до 100 км/ч за 10 секунд при запасе хода в 450 км.

Главное в этом автомобиле – революционные колеса (или подвеска, или тормоза) Michelin Active Wheel, в которые встроены электродвигатели подвески и тяги. Невероятно, но факт: Hy-Light 2 обходится без коробки передач, дифференциала и карданов, а заодно без амортизаторов и стабилизаторов… Согласитесь, решение оригинальное и даже изящное, но пока еще вызывающее недоумение.

Ну а такие маститые автопроизводители, как BMW, были немного консервативнее. Представленный на выставке BMW 760 Hydrogen (первая "семерка" с водородным приводом появилась аж в 1984 году), как явствует из его названия, ездит на водороде. Точнее, на автомобиль устанавливается 6-литровый V12, способный, как и в случае бензиново-электрических двигателей (вроде Lexus 600h), работать в двух режимах. В данном случае – в бензиновом и водородном. Представительский седан BMW Hydrogen 7 обладает мощностью в 260 л.с. и разгоняется до 100 км/ч за 9,5 секунд. Максимальная скорость автомобиля ограничена электроникой на отметке 230 км/ч. Полностью заправленная машина может проехать 680 километров, а только на водороде – всего 200. По словам представителя BMW Андреас Клюгешайд, именно малая емкость топливного бака, а также по-прежнему недостаточная распространенность водородных заправочных станций мешают сделать BMW Hydrogen 7 полностью серийным.

Специально для заправки BMW Hydrogen 7 водородом, немецкая компания в конце этого года откроет первую заправочную станцию в Мюнхене. Еще одна появится в одном из крупнейших городов Европы в следующем году. Процесс заправки максимально приближен к бензиновому. Водителю достаточно лишь взять специальный «пистолет» — в остальном все происходит автоматически. Полного «бака» с водородом хватает на 200 км, бака с бензином на 500 км.

"Водородная" семерка — сегодняшний флагман BMW

Впрочем, подобных гибридов, способных питаться всем вперемешку, на выставке было предостаточно. У коллег баварцев по автомобильному цеху под капотами пряталось всякое, но внешне машины были, как серийные аналоги. Mercedes-Benz E-class, работающий на сжатом природном газе, вообще не отличался от бензиновых собратьев. Снаружи его «всеядность» и «гибридность» выдавала только удлиненная крышка бензобака, под которой рядом с обычной пробкой пристроился заправочный газовый штуцер. Правда, полезный объем багажника уменьшился на 70 литров… Газовые двигатели становятся в Германии все популярнее, страна уже покрылась сетью газовых заправок. Теперь в Штутгарте ожидают ввода в строй трубопровода из России.

Но наиболее яркий экспонат – вовсе не гибридные BMW и «Мерседес», а… электрический китайский велосипед с литиевым аккумулятором. Этот транспорт дарит подлинное ощущение свободы, в том числе и от транспортных проблем. Главное только – не забывать про респиратор, пока окружающие не пересели на спиртовые и водородные автомобили…

Поделитесь с друзьями
Автор
Василий Лазаренко