60% цены на бензин — налоги. Что будет дальше?

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Анатолий Голомолзин рассказал, почему дорожает бензин в России и что нас ждет дальше.

В интервью телеканалу «РБК-ТВ» Голомолзин заявил, что розничная цена бензина, которую автовладельцы видят на заправках страны, складывается из затрат, которые несут компании при производстве топлива, налогов, прибыли, а также зависит от конъюнктуры мировых цен.

По словам представителя ФАС, доля налогов в стоимости одного литра бензина составляет 55-60%. «Оставшиеся проценты — это затраты и прибыль компаний. Какой может быть прибыль, зависит, в том числе, и от конъюнктуры на внешнем и внутреннем рынках. Также зависит от того, устанавливает ли компания монопольно высокие цены, дискриминационные цены по отношению к другим участникам рынка. Мы заставляем нефтяные компании отказываться от этой части незаконно полученного дохода», — отметил Голомолзин. По результатам дел, которые были возбуждены в рамках двух антимонопольных волн, нефтяные компании были оштрафованы на 15 млрд рублей.

Тем временем, цены на бензин в России растут не только при росте цен на мировых рынках, но и при их снижении. Как прокомментировал замруководителя ФАС, при снижении мировых цен теоретически должны снижаться и наши, но компании зачастую не торопятся уменьшать свои ценники. «Это один из признаков нарушения, который был зафиксирован нами в рамках рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Мы говорим, что если цены снижаются на внешнем рынке, они должны снижаться и на внутреннем. Причем без той задержки, которая сейчас имеется, примерно полтора-два месяца. Только после этого наши компании начинают снижать цены. А когда цены растут, они это делают одновременно, и еще, может быть, с темпом, большим, чем на внешних рынках. Такого рода действия являются незаконными», — пояснил Голомолзин.

Помимо расследования фактов завышения цен и возбуждения дел в отношении нефтяных компаний, ФАС выдвигает и ряд законодательных инициатив, которые должны сделать рынок нефтепродуктов в России более прозрачным. Об этом ранее говорил и глава ФАС Игорь Артемьев. «Сейчас мы выступаем с законодательной инициативой по установлению гибкой шкалы акцизов, для того, чтобы защищать рынок от существенной волатильности, которая может негативно влиять и на бизнес, и на население. При этом гибкие инструменты эффективны, они показали свою эффективность во многих странах», — добавил Голомолзин.

В следующем году повышения цен на бензин не избежать. «Из тех параметров, которые влияют на цену, в первую очередь, это налоги. Есть некие ожидания, связанные с акцизами. Такие решения уже приняты. Акцизы возрастают с начала следующего года. Затем, они будут меняться и через год. Но в конечном итоге, когда мы выйдем уже на производство высококачественного топлива, там вновь акцизы снизятся», — добавил Голомолзин.

Поделитесь с друзьями
Автор
Ренат Юсупов