Англия – страна, которая к традициям относится по-настоящему трепетно: королева, парламент, лорды… Кто-то возразит – сегодня все это не более чем бутафория. Но по мне такое трепетное отношение к прошлому очень даже благородно. Да и едва ли многие автомобили из тех, что мелькают на современных автострадах, могут похвастаться такой родословной, как Jaguar.
Появившись в 1922 г. стараниями Уильяма Лайонса, который большую часть молодость посвятил конструированию и, как теперь сказали бы, продвижению молодых колясок, будущий законодатель автомобильной моды дебютировал под торговым именем Austin Seven Swallow аккурат перед экономическим кризисом 1930-х. Правда, если кузов первой модели разрабатывало ателье Лайонса, шасси было позаимствовано. Однако очень скоро предприимчивый британец обзавелся собственной компанией по производству шасси, которая получило название Standard Motor Company, и уже очень скоро – в 931 году – купе SS I и SS II были представлены на автосалоне в Лондоне.
В середине 30-х г. Лайонс переключил свое внимание на механическую целостность автомобиля и сформировал самостоятельный технический отдел, назначив молодого Уильяма Хейнса главным инженером. В течение последующих 35 лет Хейнс занимал ведущую роль в компании, а плоды работы этого тандема дали знать о себе очень скоро. Уже в 1935 году модельная линейка была полностью обновлена, а вместе с техническими нововведениями поменялось и имя – отныне машины звучно именовались
Однако Лайонс – дальновидный стратег – не отказался и от выпуска военных колясок, поэтому, когда грянула Вторая мировая, ему удалось удержать фирму на плаву. Производство мотоколясок за годы войны возросло почти до 10 000 штук. Одновременно осваивались и технологии проектирования и производства воздушных судов – в дальнейшем это сыграло свою роль при конструировании автомобильных двигателей.
Конечно, первые послевоенные годы были нелегкими для всех без исключения британских компаний: наблюдался дефицит стали и иностранной валюты. Тем временем Лайонс принял решение – отказаться от названия SS, которое за году войны приобрело дурную славу. Таким образом, название редуцировалось до простого Jaguar Cars. К 1948 г. компания анонсировала свою первую послевоенную модель – Mark V, оснащенную 2,5- и 3,5-литровыми двигателями. Вместе с тем было решено выпустить и спортивную модель – как говорилось тогда, для поддержания репутации. Эта модель – XK120 (преобразованная в C-type ,а затем и D-type) – стала поистине культовой и даже участвовали в престижнейшей гонке «24 часа Ле-Мана», а также в Альпийских ралли. А к началу 50-х подоспел и обновленный седан Mark VII.
Примечательно: в 1956 г. Jaguar стал первым производителем, выигравшим гонки и в Ле-Мане, и в Монте-Карло в один год. Однако постоянная погоня за скоростью изматывала компанию, усилия всех специалистов которой были направлены только на борьбу за секунды. Да и бюджет был не бесконечен. Пришлось пересмотреть приоритеты: в конце 1956 г. Началась работа на следующими поколениями крупных и небольших седанов Mark, а также родстеров ХK150.
Ко второй половине 60-х гг. у Jaguar стало слишком много моделей седанов, рассчитанных на достаточно узкий сектор рынка. Нужен был новый рывок – и в 1968 г. появилась модель XJ6 (ее обновление 1972 года XJ12 имело по истине триумфальный успех), которая стала очередным шедевром Лайонса. В эпоху, когда автомобили начали утрачивать свои характерные черты, Jaguar продолжал упорно сохранять свою индивидуальность.
Однако постепенно намечалась смена поколений – в 1969 г. из компании ушел Уильям Хейнс, в течение долгих лет руководивший техническим отделом. А в начале 70-х разменявший восьмой десяток Уильям Лайонс отошел от дел, передав правление компанией в руки Лофти Инглэнда. Спустя 13 лет он тихо скончался в собственном доме.
Jaguar отмечал 50-летний юбилей…
Много лет прошло с тех пор – одна модель сменяла другую, совершенствовались технологии, модернизировались агрегаты. Победы сменяли поражения – но по-прежнему автомобили Jaguar пользовались успехом среди автолюбителей. Впереди было еще немало: обновление руководства (руководить компанией в 1980 году был назначен один из топ-менеджеров GM), новые спортивные успехи, новые технические решения… 19 сентября 1989 г. американский автогигнат Ford объявил о своем намерении приобрести до 15% акций Jaguar, а 16 октября 1989 г. сделал предложение о полной покупке компании. Предложение было принято – с начал 1990 года «Ягуар» потерял юридическую самостоятельность, оставаясь до поры независимой маркой.