Jaguar XF — и 85 лет истории…

Англия – страна, которая к традициям относится по-настоящему трепетно: королева, парламент, лорды… Кто-то возразит – сегодня все это не более чем бутафория. Но по мне такое трепетное отношение к прошлому очень даже благородно. Да и едва ли многие автомобили из тех, что мелькают на современных автострадах, могут похвастаться такой родословной, как Jaguar.

 

Появившись в 1922 г. стараниями Уильяма Лайонса, который большую часть молодость посвятил конструированию и, как теперь сказали бы, продвижению молодых колясок, будущий законодатель автомобильной моды дебютировал под торговым именем Austin Seven Swallow аккурат перед экономическим кризисом 1930-х. Правда, если кузов первой модели разрабатывало ателье Лайонса, шасси было позаимствовано. Однако очень скоро предприимчивый британец обзавелся собственной компанией по производству шасси, которая получило название Standard Motor Company, и уже очень скоро – в 931 году – купе SS I и SS II были представлены на автосалоне в Лондоне.

В середине 30-х г. Лайонс переключил свое внимание на механическую целостность автомобиля и сформировал самостоятельный технический отдел, назначив молодого Уильяма Хейнса главным инженером. В течение последующих 35 лет Хейнс занимал ведущую роль в компании, а плоды работы этого тандема дали знать о себе очень скоро. Уже в 1935 году модельная линейка была полностью обновлена, а вместе с техническими нововведениями поменялось и имя – отныне машины звучно именовались Jaguar. Это название как нельзя лучше передавали облик автомобиля –– кошачья грация сочеталась в нем с элегантностью, комфорт – с поразительной мощью и скоростью. И вместе с тем цена была едва не в 4 раза ниже, чем у конкурентов из Bently. В 1936г. пришли и первые автоспортивные достижения – автожурналист Том Уисдом, участвуя в гонках в паре со своей женой Элзи, выиграл Международные альпийские ралли на автомобиле Jaguar SS100.

Однако Лайонс – дальновидный стратег – не отказался и от выпуска военных колясок, поэтому, когда грянула Вторая мировая, ему удалось удержать фирму на плаву. Производство мотоколясок за годы войны возросло почти до 10 000 штук. Одновременно осваивались и технологии проектирования и производства воздушных судов – в дальнейшем это сыграло свою роль при конструировании автомобильных двигателей.

Конечно, первые послевоенные годы были нелегкими для всех без исключения британских компаний: наблюдался дефицит стали и иностранной валюты. Тем временем Лайонс принял решение – отказаться от названия SS, которое за году войны приобрело дурную славу. Таким образом, название редуцировалось до простого Jaguar Cars. К 1948 г. компания анонсировала свою первую послевоенную модель – Mark V, оснащенную 2,5- и 3,5-литровыми двигателями. Вместе с тем было решено выпустить и спортивную модель – как говорилось тогда, для поддержания репутации. Эта модель – XK120 (преобразованная в C-type ,а затем и D-type) – стала поистине культовой и даже участвовали в престижнейшей гонке «24 часа Ле-Мана», а также в Альпийских ралли. А к началу 50-х подоспел и обновленный седан Mark VII.

Примечательно: в 1956 г. Jaguar стал первым производителем, выигравшим гонки и в Ле-Мане, и в Монте-Карло в один год. Однако постоянная погоня за скоростью изматывала компанию, усилия всех специалистов которой были направлены только на борьбу за секунды. Да и бюджет был не бесконечен. Пришлось пересмотреть приоритеты: в конце 1956 г. Началась работа на следующими поколениями крупных и небольших седанов Mark, а также родстеров ХK150.

Очередной вехой в развитии компании стало приобретение в 1960 г. Daimler’a – пионера в производстве двигателей.. Jaguar искали новые площади, а компания Daimler владела большим заводом в Ковентри, куда впоследствии было перенесено производство двигателей. Хотя Лайонс и Ко планировали уйти из гонок всего на год, возвращение задержалось надолго: пожар на заводе, необходимость выпуска дорожных автомобилей и прежде всего высокий спрос продукции на рынке не способствовали активности в спортивном направлении. Однако еще в 1955 г. Малкольм Сэйер, легендарный специалист в области аэродинамики, разработал прототип E-type. Эта революционная во всех смыслах модель была представлена публике в Женеве в марте 1961 г. 265 л.с. в сочетании с новаторским подходом в области аэродинамики, 3,8-литровый XK двигатель с тройным карбюратором и 6,9 секунд с нуля до 60 миль – впечатляющие по тем временам показатели!

Ко второй половине 60-х гг. у Jaguar стало слишком много моделей седанов, рассчитанных на достаточно узкий сектор рынка. Нужен был новый рывок – и в 1968 г. появилась модель XJ6 (ее обновление 1972 года XJ12 имело по истине триумфальный успех), которая стала очередным шедевром Лайонса. В эпоху, когда автомобили начали утрачивать свои характерные черты, Jaguar продолжал упорно сохранять свою индивидуальность.

Однако постепенно намечалась смена поколений – в 1969 г. из компании ушел Уильям Хейнс, в течение долгих лет руководивший техническим отделом. А в начале 70-х разменявший восьмой десяток Уильям Лайонс отошел от дел, передав правление компанией в руки Лофти Инглэнда. Спустя 13 лет он тихо скончался в собственном доме.
Jaguar отмечал 50-летний юбилей…

Много лет прошло с тех пор – одна модель сменяла другую, совершенствовались технологии, модернизировались агрегаты. Победы сменяли поражения – но по-прежнему автомобили Jaguar пользовались успехом среди автолюбителей. Впереди было еще немало: обновление руководства (руководить компанией в 1980 году был назначен один из топ-менеджеров GM), новые спортивные успехи, новые технические решения… 19 сентября 1989 г. американский автогигнат Ford объявил о своем намерении приобрести до 15% акций Jaguar, а 16 октября 1989 г. сделал предложение о полной покупке компании. Предложение было принято – с начал 1990 года «Ягуар» потерял юридическую самостоятельность, оставаясь до поры независимой маркой.

Да, 90-е оказались более чем плодотворны: была выпущена новая серия XJ – серийный седан дебютный получил двигатель с турбонаддувом, а королева Великобритании впервые с 1957 года посетила завод компании. Последними достижениями Jaguar стали первая в истории компании система полного привода Traction и первые же дизели– естественно, и то, и другое создано при поддержке Ford. А новое тысячелетие компания встретила, став участником гонок «Формула 1».

Поделитесь с друзьями
Автор
Василий Лазаренко