Не так давно правительство США ввело программу Cash for Clunkers, благодаря которой в июле и августе 2009 года американская автопромышленность пережила небывалый подъем. Теперь власти Америки озадачены вопросом, а так ли хороша эта нововведенная программа, насколько она на самом деле помогла экономике страны? Были ли эти 3 миллиарда долларов так необходимы и надо было ли их отрывать у налогоплательщиков? Вопросов много, ответ один: “Game over Cash for Clunkers”.
Повезло и дилерам – их продажи стали расти в сравнении с предыдущими месяцами. Получило прибыль и само государство – в виде налогов. Казалось бы, программа по всем пунктам показала себя с положительной стороны и произвела позитивный эффект на экономику Америки, однако…
Агентство Edmunds провело исследование и выяснило, что на самом деле не все так радужно, каким кажется на первый взгляд. Согласно результатам исследования, из всей партии автомобилей, реализованной в рамках акции (690 000 машин), только пятая часть (125 000 машин) была приобретена теми, кто действительно собирался покупать автомобиль в 2009 году. Таким образом, специалисты Edmunds отмечают, что те деньги, которые были потрачены правительством на проведение акции, привлекли только 125 000 реальных клиентов. Получается, что на каждый купленный подержанный автомобиль у гражданина Америки приходится уже не 4 тысячи долларов, как предполагалось, а $24 000.
Кроме того, специалисты пришли к выводу, что результаты продаж за октябрь должны были показать рост и без действия программы или специальной акции. Большинство экспертов и аналитиков поддерживают мнение Edmunds, программа не так выгодна для правительства, как предполагалось. Однако тут нужно помнить еще и о том, что главной целью акции было не только продать побольше автомобилей, но еще и стать катализатором для нового запуска экономики после кризиса. Так, например, считает руководство Ford. И так как программа поспособствовала расширению объемов производства, то ее действие можно считать успешным.
Пока никто точно не может сказать, была ли идея удачной – настолько однозначно удачной, как, например, в Германии. Однако, несмотря на это, программа, безусловно, спровоцировала дополнительную экономическую активность в стране, которая на тот момент США была просто необходима: дилеры смогли распродать накопившиеся остатки, спрос на автомобили начал расти, автопроизводители увеличили объемы производства, покупатели без труда обновляли свой модельный ряд, да и воздух в США стал чище благодаря глобальному переходу на новые машины с более экологичными топливными системами. Это, безусловно, чего-то да стоит.
Но оправдывает ли цель средства? Об этом нашему правительству, которое тоже намеревается ввести подобную программу в действие, не помешало бы задуматься сегодня. В кризис деньги особенно ценны…