Первый месяц вся автомобильная Россия живет по новым (или измененным — кому как угодно) правилам игры. Есть уже и первые «жертвы», лишившиеся кругленьких сумм, а подчас – и права управления автомобилем. Причем очень часто – не столько из-за серьезных нарушений, сколько по незнанию буквы закона – в том числе и измененных правил.
Ситуация на дорогах российских мегаполисов – в особенности, конечно же, Москвы, уже не первый год смахивает на войну всех со всеми. И в первую очередь — водителей и инспекторов, которые на некоторых московских магистралях даже перекрывают в час-пик отдельные участки дороги, дабы не пропускать нарушителей в левых рядах.
Возьмем, скажем, ситуацию с выездом на «встречку». Прежде это был один из самых спорных вопросов в ПДД. И правда, разворачиваясь вдоль разделительного газона на перекрестке вы разве выезжаете на встречную полосу? Оказывается, да! Точнее – и да, и нет, когда как. Решение принимать может только инспектор. Вместе с тем, ПДД никто не менял, и пункта «Правила разворота» не появилось. Каждый раз вам придется руководствоваться текущей дорожной обстановкой – разворачиваться ли через центр перекрестка, создавая проблемы движению и рискуя оказаться посреди перекрестка под красным сигналом светофора, так и не закончив маневр. Либо же — развернуться вдоль разделительного газона (полосы) и получить обвинение в езде по встречной полосе.
Ваши мотивы инспектора не волнуют: если на двухсторонней дороге четыре и больше полос движения – вы не имеете права хоть на мгновение оказаться на встречной полосе… Однако тут и кроется один из примеров лукавства – совершив рискованный разворот, в соответствии с измененным законодательством вы и караться должны за «разворот с выездом на встречную» (1000-1500 рублей), а не за «езду по встречной» (лишение прав на 4-6 месяцев). В прошлой редакции штрафов этих различий не было. Но кто об этом помнит?
Этим и пользуются доблестные стражи безопасности движения, ведь это – один из примеров. И таких нюансов немало.
Но в действительности это лишь вершина айсберга. Скажем, вы хорошо осведомлены о том, что и как карается. Ну да, нарушил – заплати штраф и езди дальше — в том случае, конечно, если нарушение не приводит к лишению прав. К штрафам россияне по-прежнему относятся настороженно. Первая причина тому – хроническая нехватка времени и спешка. Москвичи и петербуржцы почему-то торопятся, проживая каждый день как последний. А значит, время ценится, вопреки расхожему афоризму, превыше денег: человеку проще заплатить в обход кассы и уехать, чем «заморачиваться» с оплатой штрафа. По крайней мере, так было все последнее время.
В условиях, когда превышение скорости от 40 до 60 км/ч «оценивается» в 1500 тысячи рублей, ситуация немного изменилась. Мало кто хочет по собственному желанию выложить 1-1,5 тыс. рублей прямо так, на месте – законы здравого смысла подсказывают, что платить всю сумму штрафа попросту абсурдно – ведь это взятка. А взятки даются лишь в тех случаях, когда дающий взятку хочет что-то этим выиграть… Но помимо сэкономленного времени есть еще и моральная, и, в конце концов, юридическая ответственность – предлагая взятку, вы всегда подвергаетесь риску. Впрочем, складывается ощущение, что государство не слишком-то заинтересовано в решении проблемы: поняв сложившуюся конъюнктуру, можно было бы принудить автовладельцев платить… временем!
В самом деле, разве денежный штраф – это единственный способ бороться с административными правонарушениями? Есть ведь еще и другие меры – например, можно обязать нарушителя посещать лекции по безопасности дорожного движения. Или же компенсировать вину какой-то общественно полезной работой на досуге. Или… Вариантов бесчисленное множество, но любой из них в идеале должен сопровождаться кампанией в СМИ, которая, красочно описывая санкции против нарушителей, стала бы хорошим стимулом к законопослушанию на дорогах.
Однако есть и другая – более насущная проблема. Дело в том, что в последнее время столичные водители столкнулись с неправильным оформлением квитанций. То есть, получая квитанцию на оплату 100-рублевого штрафа, вы должны рассчитывать не только на то, что придется выделить время в своем графике и съездить его оплатить. Вам придется потратить энное количество времени на разъезды между Сбербанком, ГИБДД и местными отделениями автомобильной инспекции. И все благодаря неправильно оформленной квитанции!
Помните: когда инспектор выписывает вам квитанцию, на обратной стороне он обязан поставить штамп с банковскими реквизитами. Перед тем, как забирать ее, не забудьте посмотреть, есть ли на квитанции необходимые реквизиты и читаемы ли они!
«Если инспектор отказывается поставить четкий штамп, можно смело обращаться в прокуратуру по месту нахождения отдела ГИБДД с заявлением об АПН по статье 5.39 – «Предоставление гражданину недостоверной, а равно неполной информации», – уверяют юристы.
И это очень важно, ведь, опять же в соответствии с законами, штраф платить придется в любом случае – допустил сотрудник ДПС ошибку или нет (сомневаемся, что в любой из стран Евросоюза подобное возможно!).
Если вы все же оказались в этом неприятном положении, есть несколько выходов:
1. Направьте письменный запрос в отдел ГИБДД, которым было вынесено постановление о штрафе, с просьбой предоставить реквизиты.
2. Попробуйте поискать информацию о реквизитах на сайтах www.gai.ru, www.gibdd.ru. именно так советуют поступать участники многочисленных автофорумов.
3. Если вы все-таки хотите, чтобы в будущем сотрудники ГИБДД были более щепетильны в этом вопросе – направьте жалобу по почте в вышестоящий судебный орган со ссылкой на КоАП, где, между прочим, ясно сказано: на копии постановления обязательно должны быть указаны банковские реквизиты, иначе же постановление признается недействительным.
Если же, убедившись в неправильности реквизитов, просто плюнуть на все и не оплатить штраф, по истечении 30 дней ГАИ может, выражаясь юридическим языком, «возбудить в отношении нарушителя исполнительное делопроизводство». Говоря же проще – к вам может пожаловать судебный пристав, у которого будет законное основание описать ваше имущество на сумму штрафа.
Ну а самое неприятное – пристав имеет право сам производить оценку имуществя. Например, новая трубка может может, по мнению пристава, оцениваться в 300 рублей, запасное колесо – в 200 рублей, хорошая акустическая или навигационная аппаратура – в 1000 рублей. Вернуть свои вещи, конечно, можно – заплатив в течение пяти суток штраф. Ну а если это не получилось сделать сразу, есть ли уверенность, что в данных обстоятельствах удастся уложиться в положенные сроки? Ведь после оплаты квитанции будет необходимо показать судебному приставу, а график его работы может несколько расходиться с вашим…
Другой сценарий – на посту ДПС за пределами МКАД (КАД) вас могут не только остановить и конфисковать ваши личные вещи, но и оштрафовать в двойном размере или – на основании статьи 20.25 – посадить за решетку на 15 суток. «При выявлении фактов неуплаты в 30-дневный срок водителями штрафов, вынесенных органами ГИБДД, сотрудники ГИБДД обязаны рассмотреть вопрос о привлечении этого лица к ответственности в порядке части 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение штрафа в двукратном размере, либо административный арест на срок до 15 суток», – говорится в официальном заявлении Федеральной службы судебных приставов РФ (ФСПП).
Да, пока эта мера носит только рекомендательный характер – и дай Бог, чтобы властьимущие не имели на вас зуба. Для ареста всех нарушителей в России просто не хватит тюрем. Однако уже сегодня приставы совместно с сотрудниками ГАИ совершают рейды по месту жительства или работы должников (а также по месту нахождения его имущества).
Так что бросать дело на самотек ни в коем случае нельзя – последствия могут быть самые печальные. Нужно либо добиваться отмены постановления, либо «платить по счетам».
Правда, в нынешнем году готовятся и позитивные меры. Например, копии оплаченных квитанций больше не нужно отсылать в отделение, в котором был выписан штраф (но сохранять чеки все-таки рекомендуют). А в Москве предлагается и вовсе прогрессивный шаг – установка на стационарных постах ДПС электронных терминалов для приема оплаты по штрафам. Работать подобные автоматы будут просто: набираете номер запротоколированного постановления, дату, ИНН получателя (сообщенный сотрудником ГИБДД), номер водительского удостоверения и сумму штрафа. Чек, полученный после внесения суммы, и будет документом, подтверждающим оплату. Авторами идеи выступили несколько столичных банков.
Хорошая инициатива? Безусловно, но приживется она только в одном случае – если получит одобрение «сверху». Вот только нужны ли «верхам» хорошие инициативы?