Марки и автопроизводители

Сегодня все труднее разобраться, кому принадлежит тот или иной автомобильный бренд: слияния и поглощения, перемещения активов – обычная практика для мировых автопроизводителей. Все дело, конечно, в глобальных экономических тенденциях. Увы, от прежнего разнообразия идей и концепций приходится отказываться. Время диктует свои условия: экономия, а значит, снижение затрат и неизбежная унификация производства…

Впрочем, эта тенденция касается не только автопроизводителей – глобальные процессы «приводят к общему знаменателю» и разнообразие культур и традиций, и даже — различия языков!.. Именно об этом когда-то говорил выдающийся русский мыслитель Константин Леонтьев, называя это явление «вторичным смесительным упрощением»*. Однако в условиях, когда важнее всего удержаться на плаву, непременно выживают сильнейшее. Или мудрейшие. Кто же они?

Попробуем разобраться. А заодно и определим место, которое занимают автопроизводители в мировой «табели о рангах»**.

BMW A.G.
Штаб-квартира: Мюнхен

— BMW
— Mini
— Rolls-Royce

Покупая в 1994 году британскую марку Rover, тогдашний руководитель BMW Бернд Пишетсридер рассчитывал завоевать позицию на массовом рынке. Расчет не оправдался: BMW вложила в Rover более 5 миллиардов долларов и ничего не получила взамен. Избавившись в 2000 от убыточной марки (продав ее за символические 10 фунтов китайской компании Nanjing Auto), BMW сосредоточилась на том, что ей удавалось лучше всего – производстве автомобилей премиум-класса. И через 5 лет впервые потеснила Mercedes, став лидером в этом сегменте.

Кстати говоря, ранее BMW планировали продать марку Rover либо компании Ford, которой к тому времени уже принадлежало право на использование марки Land Rover, либо другой китайской компании Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC). Однако ни в одном из этих случаев стороны так и не пришли к соглашению.

Daimler Chrysler (условный союз)
Штаб-квартира: Штутгарт и Детройт

— Chrysler
— Dodge
— Freightliner
— Jeep
— Maybach
— Mercedes-Benz
— Mitsubishi Fuso (грузовая техника)
— Smart
— Sterling
— Orion
— Setra
— Thomas Built Buses
— Western Star

От компании Chrysler, купленной в 1998 году за 36 миллиардов долларов, немецкая Daimler получила лишь убыточное подразделение. Однако полный разрыв – не в интересах обеих сторон, поэтому Daimler сохраняет за собой почти 20% акций Chrysler.

Эту сделку в мае 1998 года сразу назвали «браком, заключенным на небесах» — столь идеально дополняющими друг друга на автомобильном рынке представлялись тогда немецкий производитель Mercedes-Benz и американская компания Chrysler, выпускающая более массовые модели.

Покупка Chrysler позиционировалась тогда как часть «мировой корпорации» Welt AG, включавшей также покупку 34% акций японской Mitsubishi Motors и 10,5% акций южнокорейской Hyundai Motor. План с треском провалился: акции Mitsubishi и Hyundai были проданы в 2004 году с большим убытком для Daimler. А за девять лет существования единой DaimlerChrysler ее акции обесценились на 15%. За это же время акции главного конкурента BMW – подорожали вдвое. Теперь Daimler оказывается, по сути, на том же пути, который прошла BMW в 90-ые годы…

FIAT S.p.a
Штаб-квартира: Турин

— Alfa Romeo
— Ferrari
— FIAT
— Iveco
— Lancia
— Maserati

Компания живет за счет недорогих и популярных в Европе малолитражек, ну а «оттягивается» на разработке суперкаров и красавиц вроде представленной недавно Autodelta Brera. Не последнюю роль играют и продажи грузовой техники Iveco.

Ford Motor Company
Штаб-квартира: Дирборн

— Aston Martin
— Ford
— Jaguar
— Land Rover (внедорожное подразделение)
— Lincoln
— Mazda
— Mercury
— Volvo

3 место по объему выпускаемой продукции американскому концерну обеспечивает грамотное распределение сил и средств. Такие марки, как Aston Martin, Mazda, Land Rover и Ford, рассчитаны на разные рынки и на разных потребителей. Умело контролируя принадлежащие им активы и унифицируя производство, «фордовцы» неплохо удерживаются на плаву. Одно «но» — Volkswagen Group буквально дышат в спину…

Fuji Heavy Industries
Штаб-квартира:Токио

Владеет маркой Subaru, которая, к счастью, не нуждается в особом представлении в нашей стране. Объем продукции не велик (одно из последних мест в ведущей двадцатке), но при этом имеет отличный имидж – во многом благодаря уникальным разработкам в области технологий и дизайна. Оппозитные двигатели и постоянный полный привод – визитная карточка бренда – до сих пор приносят немало дивидендов.

Isuzu Motors Ltd
Штаб-квартира: Токио

Крупнейшие пакеты акций принадлежат Japan Trustee Services Bank (13,89 %), The Master Trust Bank of Japan (8,9 %), GM (7,9 %), Toyota (5.9 %). Isuzu Motors — один из крупнейших в мире производителей грузовиков, внедорожников и автобусов, выпускаемых под маркой «Исудзу». Также компания известна своими дизельными двигателями (в том числе для большого ряда автомобилей GM).

General Motors Corporation***
Штаб-квартира: Детройт

— Buick
— Chevrolet
— Cadillac
— Daewoo
— GMC
— Holden
— Hummer
— Opel
— Pontiac
— Saab
— Saturn
— Vauxhall

Американский автомобильный монстр по-прежнему «номер 1» в мире. Монстр – не в том смысле, что автомобили, выпускаемый его подразделениями, рассеянными по всему миру, так уж ужасны – вовсе нет! В этом смысле заметен большой прогресс. Просто их слишком уж много – так что если не можете вспомнить, кому принадлежит данный бренд, — он непременно принадлежит GM…

Honda Motor Company
Штаб-квартира: Токио

— Acura
— Honda

Здесь все строго и камерно – основной производитель и одна премиум-марка. Общая для всех японцев схема (Toyota – Lexus, Nissan – Infiniti) смотрится в данном случае более чем органично. 5 место по объему производства (на 2006 год) среди всех мировых автопроизводителей – результаты говорят сами за себя…

Hyundai Kia Motors
Штаб-квартира: Сеул

— Hyundai
— Kia

Корейцы не отстают. Совокупное производство – даже больше, чем у Honda…

Mitsubishi Group
Штаб-квартира: Токио

 

— Mitsubishi

Автопроизводитель входит в состав неавтомобильного холдинга (кэйрэцу) – конгламерат предприятий, где, помимо автогиганта, есть еще и, скажем, банк. Кэйрэцу – чисто японское явление, крупные корпоративные конгломераты и холдинги, наследники более старой формы корпоративной структуры, дзайбацу, оставшиеся фундаментально связанными друг с другом. Как правило, кэйрэцу группируются вокруг того или иного мощного банка, который обеспечивает финансирование всех компаний группы и фактически исключает возможность их враждебного поглощения другими участниками рынка.
Впрочем, это не мешает японцам продавать свои акции другим автогигантам. По объему производства японский концерн сопоставим с BMW.

Nissan Motor Company
Штаб-квартира: Токио

— Infinity
— Nissan

Многолетнее (и небескорыстное) сотрудничество с французской компанией Renault S.A. принесло свои плоды. Nissan – третий по величине автопроизводитель в Японии (а долгое время был вторым после «Тойоты» и лишь в последние годы уступил «Хонде»). Благодаря гению бывшего президента и старшего исполнительного директора Карлоса Гона, который в настоящее время трудится в России, компания вышла из финансового кризиса 90-х. 44% акций японского концерна по-прежнему контролирует Renault.

Porsche AG
Штаб-квартира: Штутгарт

 

— Porsche

100 % акций компании принадлежит компании Porsche Automobil Holding. которой так же принадлежит 30,9 % акций компании Volkswagen AG. Компания выпускает спортивные автомобили класса «люкс», а также внедорожники. Производство Porsche в значительной мере кооперируется с Volkswagen, однако формально марка Porsche не принадлежит немецкому автогиганту.

PSA Peugeot Citroen
Штаб-квартира: Париж

— Citroen
— Peugeot

В последние годы дела у французов (объединенного холдинга Peugeot – Citroen) идут неплохо – они замыкают 6-ку крупнейших автопроизводителей мира.

Renault S.A.
Штаб-квартира: Булонь

— Dacia
— Renault
— Samsung

Даже без активов «Нисана» позиции французов из «Рено» достаточно сильны – в последние годы они славятся как ведущие производители доступных и компактных «евроавтомобилей». Кстати, компании Nissan и Renault находятся в альянсе (Renault владеет 44% акций Nissan Motor, а Nissan Motor — 15% акций Renault).

Suzuki Motor Corporation
Штаб-квартира: Хамамацу

51 % акций Suzuki принадлежит институциональным инвесторам, 20,02 % — General Motors, 3,86 % — японской страховой компании Millea Holdings, 2,8 % находится на балансе самой Suzuki.
Компания известна не только легковой (в том числе внедорожной) техникой, но и как крпнейший производитель грузовых автомобилей, мотоциклов, лодочных моторов и другой техники. Замыкает дюжину крупнейших мировых производителей автотехники.

Tata Motors Limited
Штаб-квартира: Мумбаи

-Tata

Акционеры компании — Tata Sons (21,92 %), Tata Steel (8,4 %), Life Insurance Corporation of India (7,95 %), Daimler Chrysler A.G. (6,64 %). Компания выпускает легковые и коммерческие автомобили, двигатели под маркой «Тата». Стала широко известна после того, как в на автосалоне в Дели представила рекордно дешёвый «народный» автомобиль Nano — 5-местный 4-дверный автомобиль с двигателем мощностью 33 лошадиных силы, отвечающим стандартам «Евро-4» и стоимостью 100 тыс. рупий ($2500)

Toyota Motor Corporation
Штаб-квартира: Тойота

— Daihatsu
— Hino
— Lexus
— Scion
— Toyota

По некоторым прогнозам, именно «Тойоте» предстоит положить конец гегемонии GM – крупнейший японский автопроизводитель готов побороться за звание первого номера. «Тойотовцы» конкурируют с европейцами и американцами буквально во всех сегментах – и везде выигрывают. Проблема только одна – имидж: уж слишком часто «Тойоту» ассоциируют с чем-то серым и скучным, хотя надежным и «правильным».

Volkswagen A.G.
Штаб-квартира: Вольфсбург

— Audi
— Bentley
— Bugatti
— Lamborghini
— SEAT
— Skoda
— Volkswagen

Еще один сильнейший игрок – на сегодня самый крупный европейский атопроизводитель. И, по прогнозам, если немцам удастся реализовать их имперские амбиции, начав полномасштабное производство в России, то «Форду» придется ой как нелегко… Удачное сочетание – производитель супер-каров и народных автомобилей, причем и у тех, и у других – идеальная репутация.

Об «АвтоВАЗе», пожалуй, писать не станем — это отдельная история. Мы уже рассказывали о том, что в настоящее время 25% акций компании приобрели Renault. Недавно о схожих планах объявил и давний подопечный французской компании – японский концерн Nissan. Впрочем, мало кого из наблюдателей это удивляет – становясь совладельцем Волжского автогиганта, японо-французский альянс делает весьма дальновидный шаг: «АвтоВАЗ»**** обладает огромными мощностями для производства автомобилей, на которых в перспективе, удобно будет производить бюджетные модели. Что, согласитесь, вполне в духе времени…

*Все этнические, государственные и культурные образования, по Леонтьеву, проходят в своем развитии три стадии: первоначальной, «младенческой» простоты, «цветущей сложности» зрелого возраста и, наконец, «вторичной простоты», характеризующейся всеобщим упрощением.

**Автокорпорации и принадлежащие им марки машин приводим в алфавитном порядке.

***За обилием марок собственный логотип у компании пропал.

****За прошедший год российский автоконцерн даже даже увеличил продажи на 6,33%.

 

Поделитесь с друзьями
Автор
Василий Лазаренко