Экономика и АвтоВАЗ – вещи взаимоисключающие

АвтоВАЗ скрепит, сыпется, тарахтит, разваливается на ходу – и все-таки едет. Новости похожи на сводки с линии фронта: налажен экспорт Приоры универсал, на кроссовер Lada 4х4 пересядут чиновники, начнется производство комплектующих совместно с Renault, рабочих сократят – но на треть меньше, чем предполагалось…

В числовом эквиваленте все выглядит более печально – работы лишатся 27,6 тыс. человек из 102 тысяч, работающих ныне. То есть каждый пятый – изволь на выход. Руководство Волжского автозавода делает оговорки: конечно, вы нам еще понадобитесь. Когда-нибудь, когда наконец будет наладен конвейер для обещанной совместной с Renault-Nissan линейки. Случится это не раньше 2012 года. Ну а пока – расчет.

В сообщении компании говорится: «Сегодня на АвтоВАЗе работают 102 тыс. человек. Такой коллектив не может обеспечить эффективность и самоокупаемость производства, поэтому достигнута договоренность о снижении численности персонала на 27,6 тыс. человек».

И это – справедливо. На самом деле нужно и того меньше, но крупнейшее в России градообразующее предприятие просто не может позволить себе уволить половину сотрудников. Просто потому, что это опасно.

В итоге под сокращение попадут самые обременяющие, на взгляд руководства и профсоюза, кадры: около 13 тыс. пенсионеров, 5,5 тыс. «предпенсионеров» и 9,1 тыс. сотрудников трудоспособного возраста. По мнению экспертов, эта мера позволит сэкономить несколько миллиардов рублей в год. Чтобы расставание прошло безболезненно, трудоспособным «лишенцам» будет предложена другая работа в Тольятти (остается гадать – какая), а пенсионеры, по данным Reuters, получат компенсации — от 50 тыс. до 200 тыс. рублей.

Все это тем более любопытно, что июльское падение продаж АвтоВАЗа составило 44% на фоне 50%-го проседания рынка. В августе, когда вазовский конвейер простаивал, удалось продать 28 тыс. автомобилей. Падение по сравнению с прошлым годом составило 435, в то время как рынок иномарок «просел» на рекордные 59%. Эти результаты говорят об одном: чтобы АвтоВАЗ начал работать эффективно, одних увольнений и простоя конвейера недостаточно. Нужно переориентировать производство и делать его конкурентоспособным, иного выхода просто нет.

К сожалению, правительство ограничивается полумерами, а Renault и без того переживает нелучшие времена, чтобы вкладываться в новое производство. Единственный выход – создание искусственного спроса посредством таможенных пошлин и удорожания транспортного налога для б/у автомобилей.

Ну а пока законы рыночной экономики действительно противоречат тому, что мы наблюдаем на АвтоВАЗе.

Поделитесь с друзьями
Автор
Василий Лазаренко