Условия задачи. Мы имеем только что купленную для племянника Toyota Corolla Fielder 1.5 CVT (110 л.с.). Машина при своих реальных 115 тыс. пробега машина в прекрасном состоянии, двигатель в том числе. Нужно решить, какое масло будем использовать, что лить. Это будет 0W-20 или 5W-30 с ILSAC не ниже GF-4.
Сначала о вариантах. Их не так много. Поскольку машина внутрияпонская, то выбор не так широк как в большинстве случаев. Мы выбирали из трёх вариантов. Во-первых, это конечно «оригинальное» тойотовское масло в жестянках. Во-вторых, это разумеется Idemitsu. В-третьих – «азиатская» линейка Liqui Moly. Остальные – Кастрол, Шелл и уж тем более Энеосы с ЗИКами не рассматривали. Почему?
Потому что хочется то, что подойдёт именно под японский движок, а не просто попадёт по требованиям Тойоты и по вязкости. «Японцы» заточены под топливную экономию: у них тоньше и мягче кольца, у них более тонкие вкладыши, у них стоят более производительные масляные насосы. У них серьёзные ограничения по содержанию золы, серы и фосфора. «Внутренние» японцы сделаны под маловязкие масла классов 5W-20 или 5W-30. А в Европе для того же мотора будут рекомендации 5W-40 или 10W-40. Наконец, потому, что лучше всё-таки заливать то, что продаётся в самой Японии.
Казалось бы самый очевидный выбор – это OEM-масла Toyota. То, что как правило в жестяных банках. Понятно, что они по определению соответствуют всем требованиям и т.д., и т.п. Но есть один ключевой нюанс. Если я куплю эту жестянку, я не могу быть уверен в качестве масла. Лейбл «Тойота» не говорит почти ни о чём. По сути, это no-name. Если масло покупать в самой Японии (у меня такой возможности конечно нет), это будет Идемитсу. А если брать у нас, то неизвестно что. База может быть любая, и с огромной долей вероятности это будет гидрокрекинг от корейцев из SK Corporation (они ZIC делают). Масло может быть замешано всевозможными сторонними компаниями на арендных заводах в Корее, Китае и прочая, и прочая – с минимальным качеством и минимальным количеством присадок. Все наверное слышали уже, что, например, подобный псевдо-оригинал выпускается в той же Корее даже не корейцами, а русскими бизнесменами, такой бодяжкиной конторой.
Есть ещё один момент. Масло в жестянке (есть конечно и пластиковые варианты, но банки попадаются чаще) контактирует с железом и оловом в швах, окисляется, поэтому его срок годности не превышает 2 лет. А кто знает, на самом деле, сколько масло ехало до магазина и сколько там стояло?
Разумеется, к оригинальному Idemitsu нет вопросов. Собственно их масло и заливается на конвейере Тойоты. У него, в особенности у Zepro Eco Medalist SN 0W-20, очень высокий индекс вязкости, остальные необходимые преимущества тоже присутствуют: надежная защита поршневых колец и стенок цилиндров от износа при температурах свыше 100 °C, наличие стабильной масляной плёнки и присутствие в составе молибденового пакета присадок, который увеличивает ресурс двигателя. Помимо более дорого Zepro (2400-2600 руб. за 4 л.), подходит более доступное Idemitsu 0W-20 SN/GF-5 Fully-Synthetic (1600-1700 руб.). В общем, отличный выбор. И мы бы заливали именно его, если бы не одно чисто индивидуальное «но». Это привычка.
На своей машине, совсем не «японке», я привык к Liqui Moly. Доволен более чем, никаких проблем не испытывал. А раз уж оно так же как Idemitsu подходит для Fielder, то от добра добра не ищут. Почему подходит? Всё просто: их азиатско-американская линейка отлично продаётся в самой Японии. Это такие же экологичные малозольные масла класса ILSAC GF-5 со всеми присущими преимуществами: снижение расхода топлива и износа, повышенная фильтруемость, отличная работа в условиях низких температур, антикоррозионная защита. Здесь также содержится молибдено-органика, что, как я уже написал, даёт повышенные антифрикционные свойства и продлевает ресурс. Плюс ещё одна важная «фишка»: в моющем пакете вместо кальция, который используется в 99% масел, присутствует натрий. Это более щелочной металл, более активный, поэтому масло значительно лучше моет двигатель.
В общем, для Филдера мы взяли и залили Liqui Moly Leichtlauf Special AA SAE 5-W30 (2500 руб. за 4 л.). Результатами планирую поделиться.