Во-первых, рекомендую перед началом работ почистить двигатель. Это делается дл того, чтобы его было удобно разбирать, а также чтобы не накрошить туда много грязи.
Что нам понадобится для работы:
1. 16 маслосъёмных колпачков (можно два запасных взять);
2. прокладка клапанной крышки;
3. рассухариватель для 16-ти клапанного двигателя;
4. Оправка рассухаривателя.
5. желательно запастись новыми прокладками клапанной крышки свечных колодцев.
6. если есть такая необходимость, то в ходе этих работ можно сменить ремень ГРМ, прокладку тумблера, а также передний сальник распредвала и коленвала.
Итак, начинаем работы. Нужно снять:
1. крышку тумблера и высоковольтные провода;
2. кожух вентилятора, а также вентилятор с вязкомуфтой;
3. металлический воздуховод;
4. шкив коленвала, который крепится на 5 болтах, имеющих головку на 8.
5. шкив помпы вместе с ремнями ГУРа, кондиционером, а также генератором с помпой.
6. кожух ремня ГРМ.
Теперь выкручиваем свечи. Это делается для того, чтобы коленвал было проще проворачивать с целью выставить на нём метки. Теперь в ВМТ вставляем в колненвал. В принципе, данную операцию можно было сделать ещё тогда, когда были ещё установлены и бегунок трамблера на первом цилиндре, и шкив коленвала. По метке. Однако, можно и сейчас делать, в отсутствии шкива. Нужно для этого сделать следующее:
1. берёмся за болт коленвала. Теперь с его помощью проворачиваем верхнюю звёздочку так, чтобы выемка под шпонку «Е» совпала с выемкой на клапанной крышке строго вертикально.
2. убедимся в правильности совпадения при помощи плоской отвёртки, которую вставим в свечное отверстие.
3. шпонка у нижней звёздочки должна точно смотреть вверх.
4. контакт бегунка у трамблера расположен напротив первого цилиндра крышки трамблера.
Для того, чтобы потом точно всё вернуть на место, везде расставьте метки. После этого можно снять ремень ГРМ и крышку клапана.
Сливные отверстия в головке закрываем при помощи тряпочек. Сделать это нужно обязательно, потому что в эти отверстия очень просто может попасть что-то мелкое. В головке есть 4 свечных отверстия, а также 8 сливных.
Теперь нужно снять тумблер. Ничего необычного здесь нет. Делаем это посредством откручивания трёх болтов. Теперь нужно снять верхний шкив ремня ГРМ с распредвала.
6 крышек постели распредвала нужно открутить, а сам распредвал – снять и пока убрать подальше. А теперь приступаем к самой операции:
1. На первом и четвёртом цилиндрах рассухариваем по очереди при помощи заранее приготовленного приспособления впускные клапаны. Предварительно отгибаем в сторону рокер. Клапаны открываются совсем на небольшое расстояние, потому что затем упираются в поршень. «Сухарики» снимаются без лишних забот. Рокеры, кстати, можно не только отогнуть, но и снять, потому что их крепление – эластичные скобочки.
2. С выпускными клапанами придётся повозиться. Конечно, можно повернуть на оси коромысло, однако, сделать это не так-то и просто.
3. Когда разберётесь с 1 и 4 цилиндрами, проверните до конца коленвал, после чего цилиндры 2 и 3 ставьте в ВМТ. Приступайте ко второй части работы.
Вся работа делается достаточно долго. Зато можно обойтись без снятия радиатора, головки и оси коромысла. Вполне возможно, что намного проще будет вначале слить тосол, а потом снять и радиатор, и ось коромысла. Однако, ось разбирать – весьма опасно. Там множества мелких деталей. Можете рискнуть, если уверены, что потом всё соберёте заново.
Теперь регулируем клапаны, если в этом есть необходимость. Так как в зависимости от года выпуска величина зазора может варьироваться, можно поступить следующим образом: померяйте зазор на ощупь, когда снимаете распредвал. При практическом проведении данной операции вышло так: 0,1 - проходит, 0,12 - туго, 0,15 - не идет. Так и было сделано.
Когда будете проводить рассухаривание, могут возникнуть следующие нюансы:
1. Разлетаются сухарики. И это удача, если вам удалось увидеть, куда они полетели, что происходит не всегда.
2. Старые сухарики могут очень плохо сниматься, потому что задубевают.
Теперь производим сборку в обратном порядке. Всё выставляем по меткам, одеваем ремень ГРМ. Не забывайте про направление вращение ремня, которое должно идти по часовой стрелке. Может понадобиться: на ремне написано 5318XS и 76103х1HSN (вроде 103 зуба). Двигатель после операции заводится хорошо.