Сколько еще лет нас будут продолжать "спасать"? Hummer

пресс-центр ГАЖ

Созданная в стране и успешно функционирующая система производства жертв на дорогах приносит некоторым структурам определенную финансовую выгоду.

Начиная с 2003 года и по настоящее время в рамках Всероссийского журналистского проекта «Дорога – наша жизнь», Гильдия автомобильных журналистов провела целый ряд социально- значимых мероприятий, в которых одним из инструментов объективной оценки процессов, происходящих в обществе, является ежегодный Конкурс журналистских работ «Дорога для жизни».

Даже беглый анализ журналистских публикаций (www.dorogajizni.ru)показывает, что вопросы обеспечения транспортной безопасности, находятся в тесной взаимосвязи с уровнем и качеством жизни россиян и прямо влияют на степень их социальной защищенности.

Кроме того, материалы СМИ четко зафиксировали и выявили целый ряд несоответствий между декларируемыми отдельными Министерствами целями и получаемыми результатами в сфере безопасности жизни людей. Особую тревогу своими катастрофическими последствиями вызывает ситуация на автодорогах. Ведь попытки привести к стандарту требования по эксплуатации многомиллионного парка транспортных средств, улучшить состояние улично-дорожной сети, повысить уровень законопослушности населения, по сути дела, так и остались формальной реакцией на рост негативных явлений на дорогах.

Так Владимир Козлов, профессор и эксперт в области "человеческого фактора" в газете "Транспорт России", комментирует создавшуюся ситуацию:" Состояние с автотранспортной аварийностью на дорогах страны, с одной стороны, характеризует Россию как нецивилизованное государство, а с другой - демонстрирует бессилие госаппарата в решении этой архиважной проблемы. К глубокому сожалению, принимаемые меры больше похожи на попытки утопающего схватиться за соломинку, чем на результат серьезной профессионально-интеллектуальной работы, базирующейся на глубоком понимании законов функционирования системы "водитель - автомобиль - среда".

И удивляться тут нечему, уверен профессор Козлов. Ведь за последние несколько десятков лет (!) ни новой философии, ни современной политики, ни даже оригинальной идеи в борьбе с ДТП госструктурами, ответственными за решение этой проблемы, не предложено!!! Все сводится к сбору (всегда ли честному?) информации о ДТП, построению "кровавых" графиков-страшилок для определенных чиновничьих структур и выбиванию на этой основе дополнительного финансирования. Но механизм эффективного использования выделяемых средств никто даже и не думал создавать.

Поэтому,резюмирует эксперт, деньги уходят "в песок", показатели безопасности остаются на прежнем уровне (по заказу слегка приукрашиваются для оправдания финансовых расходов!), а потоки народного гнева и слез меньше не становятся. Чтобы хоть как-то воздействовать на сложившуюся ситуацию, чиновники от безопасности на дорогах в "бессильной злобе" повышают штрафы. Еще для защиты собственного мундира они любят демонстрировать борьбу с пьяными водителями, хотя на них приходится (по данным того же ГИБДД) только 10% ДТП. Но никто из этих чиновников не знает, что делать с трезвыми (в основном законопослушными) водителями, приносящими оставшиеся 90% трагедий!

Становится очевидным, читаем мы далее в газете "Транспорт России", что без разработки современной философии обеспечения безопасности на дорогах страны, учитывающей российский менталитет, и построения на ее основе новой системы профилактики ДТП изменить ситуацию к лучшему не удастся! Это аксиома, которая подтверждена многолетним высоким уровнем автотранспортных трагедий. Борьба с ДТП только путем повышения штрафов - тупиковый путь (подробнее ниже).

Даже если минимальный штраф превысит зарплату среднего россиянина (правда, в русле проводимой политики можно дойти и до установки гильотин на постах ГИБДД!) и завершится выполнение Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.", положение дел с аварийностью на дорогах принципиально не изменится. Но спрашивать будет не с кого. Все нынешние начальники станут "заслуженными" пенсионерами. К сожалению, чиновничья безответственность - бич горемычной матушки-России. Собственно, это одна из главных причин, порождающих все ее проблемы.

Далее Профессор Козлов предлагает поговорить о философии обеспечения безопасности дорожного движения. И начинает с главного - определения базовых понятий (кстати, чего не могут осознать чиновники от безопасности; правда, больше, наверное, хитрят): что в обеспечении безопасности дорожного движения приоритетным направлением является не борьба за жизнь пострадавших в ДТП (как бы это кощунственно ни звучало), а предупреждение (профилактика) самих ДТП! Другими словами, ДТП является тем "водоразделом", который делит чиновников на две категории: тех, кто радеет за помощь пострадавшему, и тех, кто думает о том, чтобы пострадавших не было. Почувствуйте, уважаемый читатель, принципиальную разницу этих двух подходов. Если говорить откровенно, то радеть за помощь пострадавшему - это гуманно, пиарно и финансово наиболее выгодно. Именно данными особенностями, очевидно, можно объяснить тот факт, что тех, кто за профилактику ДТП (не на словах, а на деле), значительно меньше, если они вообще есть среди чиновничьего сословия.

Эксперт уверен, что созданная в стране и успешно функционирующая система производства жертв на дорогах приносит некоторым структурам определенную финансовую выгоду. И это, надо признать, объективный закон, от действия которого никуда не деться. Ну, подумайте только, уважаемый читатель, зачем заботиться о профилактике ДТП таким министерствам, как МВД, Минздравсоцразвития, МЧС, если чем хуже показатели безопасности, тем больше их бюджет. Думается, что статьи расходов на оказание помощи пострадавшим в ДТП не маленькие. И сказанное не упрек этим министерствам, а отражение реального положения дел.

Всем известно, что деятельность указанных министерств предполагает по своей сути работу с пострадавшими и жертвами автотранспортных происшествий. Это гуманно и счет идет на тысячи спасенных жизней! Честь и хвала им за это!

Однако к профилактике ДТП послеаварийная работа никакого отношения не имеет. Сократите в два раза количество автотранспортных трагедий и бюджет этих министерств будет серьезно урезан. Выгодно ли им? Поэтому сегодня все умные выступления чиновников из указанных министерств связаны, конечно же, с заботой о раненых в ДТП, необходимостью выделения дополнительных средств на приближение помощи к местам ДТП, ускорением оказания медпомощи путем использования вертолетов и строительства площадок для них и т. д. Все это абсолютно справедливо и здорово звучит, но… только, еще раз подчеркнем, не имеет никакого отношения к борьбе с аварийностью на дорогах.

Есть единственно правильный путь - создание системы предупреждения ДТП. Надо сказать честно, в этом направлении работа в государстве напоминает вялотекущую шизофрению. Хотя здесь должны были себя проявить Минобрнауки, которому принадлежат автошколы, МВД в лице ДОБДД, принимающее экзамены у кандидатов в водители и отвечающее за организацию дорожного движения, а также дорожное агентство. Но сегодня всех чиновников данных структур устраивает сложившаяся система обеспечения безопасности дорожного движения.

Поэтому идет "кипучая" работа в рамках отжившей системы, которая давно уже многотысячными жертвами доказала свою несостоятельность и анахронизм. Сил же, способных разработать новую философию обеспечения безопасности дорожного движения, которая бы послужила теоретической основой создания современной системы профилактики ДТП, судя по происходящему на дорогах, в государстве нет. Следует отдельно подчеркнуть, что реализуемая в настоящее время ФЦП к этому отношения не имеет, впрочем, как и ко многому другому, что связано с эффективной профилактикой ДТП.

Профессор предлагает посмотреть, что должна включать система профилактики ДТП. Прежде всего, ее цель - добиться высокой профессиональной надежности водителя. Вот главный постулат новой философии обеспечения безопасности дорожного движения. Еще раз подчеркнем, что не помощь водителю после ДТП, а предупреждение совершения им ДТП - главный постулат новой философии. Именно на такой философии строится профилактика катастроф и аварий в мировой авиации. От чего зависит надежность водителя? Ответ на этот вопрос давно получен также в авиации применительно к пилоту. Водитель, как и пилот, может быть надежен при выполнении следующих требований:

- мотивированность на соблюдение профессиональных стандартов (правил и т. д.);

- профессиональная готовность (включающая и вопросы психологии безопасности);

- высокая работоспособность;

- адекватные профессионально важные качества;

- эргономичное транспортное средство;

- эргономичная внешняя среда, прежде всего, дорога.

Если проанализировать каждое из перечисленных слагаемых, то увидим, что в интересах обеспечения надежности водителя у нас либо ничего не делается, либо делается исключительно мало.

Так, формирование мотивированности на соблюдение профессиональных стандартов (правил и т. д.) - один из наиболее уязвимых вопросов в подготовке водителя. На него в автошколах внимания почти не обращают. Многие о существовании данного слагаемого даже и не подозревают. Более того, уверен эксперт, что впервые узнают о нем из настоящей статьи газеты. Хотя именно формирование мотивированности на безопасное вождение лежит в основе транспортной культуры. Справедливости ради заметим, что в профилактике ДТП, связанных с мотивацией водителя, повышение штрафов играет определенную (но далеко не главную) роль.

Профессиональная готовность - проблема, которую даже нет необходимости обсуждать. О чем можно говорить, если в автотранспортной системе отсутствует гостированная, построенная на современных психолого-педагогических принципах методика обучения водителей. Каждый инструктор учит так, как ему вздумается. Результат такого обучения запечатлен в статистике ДТП. Понятно, что повышение штрафов здесь как "мертвому припарка".

Высокая работоспособность - это такое слагаемое, о котором говорить очень сложно. Поскольку культура его понимания в автотранспортной системе (в отличие от авиационной) отсутствует. Достаточно посмотреть на работу всякого рода мелких (да и крупные не исключение) перевозчиков, чтобы увидеть масштабы стихийного бедствия в стране по данному слагаемому надежности водителя. Ни о каком регламентировании режимов труда, отдыха и питания даже речи не ведется. Об огромной роли работоспособности в обеспечении надежности водителя подавляющее большинство из них ничего не знает. ДТП, связанных с нарушением работоспособности водителя, есть основание предполагать, очень много (статистика отсутствует). Понятно, что повышение штрафов к их профилактике отношения не имеет.

Адекватные профессионально важные качества - очень важное слагаемое надежности водителя. Но кто и где хоть раз показал конкретному водителю, что особенности его характера и личностные качества - прямой путь к ДТП? Многие водители страдают именно от того, что не знают себя и не умеют собой управлять. В результате совершают ДТП, к профилактике которых повышение штрафов не имеет никакого отношения.

Эргономичное транспортное средство - это такое транспортное средство, при управлении которым водитель испытывает комфорт. Кроме того, на нем обязательно установлены дополнительные средства обеспечения безопасности вождения и жизнедеятельности водителя. Если говорить патриотично, то далеко не все отечественные автомобили отвечают этому требованию.

Следовательно, они не обеспечивают надежности водителя. Безусловно, из-за эргономических недостатков автомобиля ДТП случаются, и нередко. Но чтобы проводить их профилактику путем увеличения штрафов, надо иметь очень нездоровую голову.

Эргономичная внешняя среда предполагает высокое качество дорожного покрытия, хорошее освещение, наличие и правильную установку дорожных знаков и т. п. Ну, что тут можно сказать хорошего? Предоставим возможность оценить данное слагаемое надежности водителя каждому из вас, уважаемые читатели. Лично мне трудно дать положительную оценку эргономичности внешней среды, которая сопровождает нас при движении. Да и статистика говорит о том, что в каждом четвертом ДТП присутствует "дорога" как сопутствующая причина.

Безнравственность использования термина "сопутствующая причина" ни у кого даже не вызывает озабоченности. Для чиновников это очень удобная формулировка, чтобы спрятать свою профессиональную несостоятельность. Проводить профилактику ДТП, обусловленных неэргономичной внешней средой, путем повышения штрафов, может только новичок в ГИБДД.

Итак, начинать борьбу с аварийностью на дорогах страны следует с разработки принципиально новой философии предупреждения ДТП, главным постулатом которой должно стать обеспечение надежности водителей. Все остальные подходы есть проявление либо должностного непрофессионализма, либо удельно-княжеского мышления чиновников, которых созданная система производства жертв на дорогах вполне устраивает. Кто не согласен с изложенной точкой зрения, профессор пригласил к… компьютеру.

Как и другие СМИ и журналисты, газета "Транспорт России" в лице профессора и эксперта Владимира Козлова предлагает подискутировать. Только так может быть разработана новая философия профилактики ДТП. В атмосфере министерских кабинетов она, как показывает жизнь, никогда не родится.

Хотелось бы только понять, как долго еще, используя журналистскую инициативу в качестве "дымовой завесы", чиновники от ГИБДД собираются ПиаРиться на этой теме? Ведь в это же время профессионалы, пытаясь делать реальные шаги для радикального изменения ситуации, натыкаются на мощнейшую стену сопротивления из того же ГИБДД...

autoyana
18.11.09  | 
18.11.09 | 

Спасибо! Было интересно почитать другую призму на ДТП.

Честно думала, что больше % от алкоголя, чем 10 % ДТП.


ПОХОЖИЕ ТЕМЫ ФОРУМА


ПОИСК ПО САЙТУ


Наши автомобильные эксперты отвечают на все ваши вопросы. Зарегистрируйтесь и задайте вопрос.

МЫ В СОЦ.СЕТЯХ
zen
pulse
telegram
vk

2007—2022. Сетевое издание «Автопипл». Возрастные ограничения: 16+
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС 77-80032 выдано Федеральной службой Роскомнадзор от 31.12.2020.
Учредитель Газин И.А. Главный редактор Газин И.А.
Почта редакции we@autopeople.ru
Телефон +7(499)490-76-06