Коробка передач предназначена для изменения сил тяги на ведущих колесах и скоростей движения автомобиля путем увеличения или уменьшения передаточного числа.
В зависимости от характера изменения передаточного числа различают коробки:
- ступенчатые
- бесступенчатые
- комбинированные
По характеру связи между ведущим и ведомым валами коробки передач делят на:
- Механические
- Гидравлические
- Электрические
- Комбинированные
По способу управления на:
- Автоматические
- Полуавтоматические
- Неавтоматические
Коробка передач - наиболее устойчивая часть автомобиля. Поломки КПП встречаются гораздо реже, чем других частей автомобиля. Главный фактор поддержания коробки передач в исправном состоянии - хорошее состояние масла в коробке.
Все коробки передач очень близки по своим показателям. Переднеприводные машины с цилиндрическими главными передачами, расположенными прямо в картере коробки, позволяют использовать в трансмиссии автомобиля то же масло, что используется и в двигателе.
Коробки передач заднеприводных автомобилей заправляются специальным трансмиссионным маслом.
Механические коробки передач более просты в конструкции, не требуюют специальных гидравлических жидкостей для работы гидротрансформатора, менее склонны к отказам.
Автоматические коробки выигрывают удобством эксплуатации, их ремонт хорошо освоен на СТО. Автоматическая коробка передач на подержанной иномарке - это необходимый элемент риска. Такая трансмиссия накладывает на водителя повышенные обязательства по соблюдению правил эксплуатации.
Основные неисправности в коробке передач и их устранение
Причина поломки - Устранение или предотвращение
Шум в коробке передач
- Износ подшипников, зубьев шестерен и синхронизаторов или их поломка Заменить изношенные детали
- Недостаточный уровень масла в коробке передач Долить масло. Проверить и при необходимости устранить причины утечки масла
Некачественное масло в коробке передач Заменить масло - Осевое перемещение валов При необходимости заменить детали, фиксирующие подшипники или сами подшипники
- Износ втулок оси шлицевого вала заднего хода Заменить втулки шлицевого вала
- Неполное выключение сцепления Проверка и ремонт сцепления
- Заедание поверхности сферического шарнира Снять рычаг и зачистить сопрягающиеся поверхности сферического шарнира
- Деформация рычага переключения передач Снять рычаг, устранить деформацию или заменить рычаг
- Тугое движение штоков вилок (заусеницы, загрязнение, заклинивание блокировочных сухарей) Разобрать, выявить причину, при необходимости отремонтировать или заменить изношенные детали
- Неисправность синхронизаторов Заменить изношенные детали или синхронизатор в сборе
- Картер заправлен маслом несоответствующей марки Слить масло, промыть коробку передач и заправить маслом или маслом-заменителем, рекомендуемым производителем
- Деформация вилок привода переключателя Выправить вилки, при необходимости заменить
- Ослабление затяжки или отвертывание винтов головок механизма переключения Завернуть и закрепить винты
- Разбиты отверстия под штифты в горловине механизма переключения Заменить крышку механизма переключения или отремонтировать, расточив отверстия и запрессовав ступенчатые штифты
- Самопроизвольное выключение или нечёткое включение передач
- Неправильное включение передач При выжатой педали сцепления рычаг переключения перемещать до упора
- Износ шариков или потеря упругости пружин фиксаторов штоков переключения передач Снять крышку фиксаторов и осмотреть детали; при необходимости заменить
- Износ или неправильное положение блокировочных сухарей штоков переключения передач Разобрать и заменить изношенные детали, следя за правильностью сборки
- Износ блокирующих колец синхронизаторов Заменить изношенные кольца синхронизатора
- Поломка пружин синхронизаторов Заменить пружины
- Износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого синхронизатора шестерни Заменить муфту или шестерни
- Ослабление затяжки гаек крепления коробки передач к картеру сцепления или гаек крепления удлинителя к картеру коробки передач Затянуть гайки
- Износ вкладышей управления переключением или износ резиновых деталей в рычагах переключения передач Заменить изношенные детали
Замена трансмиссионного масла
Как и моторное масло трансмиссионное масло подвержено процессу старения. Оно теряет свои первоначальные свойства и перестает выполнять свои функции.
Поддержание трансмиссионного масла в хорошем состоянии значительно продлевает срок жизни КПП. Для этого необходимо выполнение как минимум 2 пунктов:
- Своевременная замена трансмиссионного масла
- Применение промывки масла перед его заменой
Промывка - важная часть процесса замены масла. При смене масла без применения промывки значительная часть загрязнений остается в КПП.
Промывка:
- Размягчает и удаляет нагар, продукты износа, углеродистые отложения
- Прочищает масляные каналы, улучшая циркуляцию масла
- Обеспечивает более полный слив старого масла
- Безопасна для резиновых уплотнителей, сальников