Тема, поднятая на последнем заседании Мособлдумы, явно задела депутатов за живое. Аварийность и пробки на дорогах сегодня не достали разве что тех, кто вообще не выходит из дома. На этот раз спросить "доколе?" парламентарии решили лично у начальника подмосковной ГИБДД Сергея СЕРГЕЕВА.
Видимо, устав в поездках по своему обширному округу плестись в хвосте у фур, депутат Павел Лыков поднял вопрос разметки. Почему, говорит, на дорогах практически повсеместно нанесены сплошные полосы. Вместо того чтобы обогнать по правилам, автомобилисты вынуждены собирать ухабы по обочинам. А иногда и такой возможности нет.
Сергеев сказал, что сегодня этот вопрос приносит им больше всего проблем. По его словам, сейчас готовятся изменения с той целью, чтобы оставить сплошную полосу только там, где запрещен выезд на встречку.
— Сотрудники ГИБДД, как и другие участники дорожного движения, тоже страдают от безграмотного нанесения разметки, — заверял депутатов главный гаишник области. — Возьмите участок Лобня—Шереметьево в Солнечногорском районе. Его проекта никто не делал (по этому поводу мы сейчас проводим служебное расследование), разметка ужасная. Чтобы движение не встало, мы вынуждены ежедневно по утрам держать на этих несчастных полутора километрах семь инспекторов!
Депутат Александр Шаров очень кстати вспомнил былые обиды. Тем более что они попали в тему. "Пять лет пробивал Обухловский переход, а вы отписываетесь, что там погиб всего один ребенок и дорожники стопорят работу", — возмущался народный избранник. Он совершенно справедливо заметил, что ситуация, когда на подмосковном участке трассы Москва — Нижний Новгород всего один наземный пешеходный переход в районе Балашихи, нельзя считать нормальной.
— Да мы только обеими руками "за", чтобы развести водителей и пешеходов на разные уровни, — отбивался Сергеев. — По всему Подмосковью требуется свыше 100 пешеходных переходов. Но на федеральных трассах, к которым в том числе относится Москва — Нижний Новгород, их строительство финансируется из федерального бюджета. Здесь мы мало можем повлиять на ситуацию.
По-отечески позаботиться о "чайниках" захотел депутат Александр Мурашов. Он предложил вернуть им знак с изображением носастой посудины, чтобы все участники дорожного движения знали — перед ними начинающий водитель. И вели себя с ним осторожнее. Однако Сергеев парламентария разочаровал. Никакие знаки, по его словам, не помогут. В последнее время, наоборот, растет агрессивность водителей. Их не останавливают ни "зебры", ни живые люди, ни тем более знаки на стекле. Тенденция постепенно меняется, но очень медленно.
Анархическими настроениями повеяло от выступления депутата Шахбалы Вердиханова.
— Представьте себе, что все водители стали ездить по ПДД. Как вы думаете, остановилось бы движение? — задал он Сергееву провокационный вопрос.
И сам же на него ответил:
— Я убежден, что остановилось бы. Давно пора знаки и правила приблизить к сегодняшним реалиям. Бывает, ремонт дороги уже сделан два-три месяца назад, а знаки до сих пор стоят. Все об этом знают, поэтому скорость не снижают. А за углом их ловят ваши сотрудники. Или взять ограничение по скорости на повороте в 40 км в час. Я сам испытывал: на 100 км в час легко машина вписывается.
Сергей Сергеев такой постановки вопроса явно не ожидал. Как это так, все правила дорожного движения взять и отменить? Но все же нашелся, что ответить. Может, говорит, и наступит время, когда люди не будут нарушать ПДД, но не скоро. Потому что не правила отстают от реалий, а дороги и автотранспортный парк. Так как их изменить сотрудникам ГИБДД не под силу, остается только влиять на человека: вводить систему штрафов, ограничений, наказаний…
Печально, но факт.
СПРАВКА "МК"
По итогам 9 месяцев 2008 года число погибших граждан сократилось почти на 25% (1596), раненых — на 17% (11 284), погибших детей — на 29% (41) и раненых — на 11,5% (858). Шестой год подряд сокращается число ДТП с участием водителей в нетрезвом состоянии (-23%, 349) и пешеходов (-23%, 1475). Районы-лидеры по аварийности на дорогах: Красногорский, Домодедовский, Одинцовский.