2007—2022. Сетевое издание «Автопипл». Возрастные ограничения: 16+
Почта редакции hkdkest@mail.ru
Телефон +7(499)490-76-06
Расходы на масло составляют заметную часть автомобильного бюджета, поэтому желание владельца сэкономить в разумных пределах выглядит вполне естественно. Кто?то, наоборот, хочет найти «самое лучшее» масло, надеясь выиграть в ресурсе, мощности или экономичности. И здесь куда больше нюансов, чем кажется на первый взгляд.
Какими достоинствами обладает «оригинальное» масло? Может быть, не стоит переплачивать за имя?
Главное достоинство смазочных материалов, рекомендованных заводом-изготовителем автомобиля, — гарантия работоспособности. Ведь они подбираются еще при доводке агрегатов и проходят весь цикл испытаний. Будут ли там работать масла того же класса, но сторонних производителей, придется выяснять экспериментальным путем. Вы готовы стать жертвой науки?
В наибольшей степени это относится к узлам трансмиссии задне- и полноприводных автомобилей. Известно немало случаев, когда очень хорошее, но неподходящее масло быстро выводило из строя редуктор моста. А денег, потраченных владельцем на ремонт, хватило бы на целую бочку фирменного масла. Напомним, разница в цене между «оригиналом» и большинством «аналогов» не превышает нескольких долларов за литр, а заправочные объемы редукторов составляют в среднем от одного до двух литров. На чем тут экономить?
При выборе моторного масла в первую очередь обратите внимание на его уровень качества и допуск производителя автомобиля. Спецификации обновляются каждые 3—5 лет: прежние масла не способны долго и эффективно работать в новых моторах. Начавшийся износ незаметен, но необратим.
Подходит ли масло для моего автомобиля?
Еще недавно основным ориентиром при оценке качества масла был индекс API (Американского Нефтяного Института). Он состоит из двух букв. Первая буква S (Service) указывает на то, что масло предназначено для бензиновых двигателей, С (Commercial) — для дизелей легковых автомобилей. Вторая буква определяет собственно уровень качества: чем она дальше от начала алфавита, тем более высоким требованиям удовлетворяет масло. Так, в середине 90-х лучшими считались масла SH и CF, в конце — SJ и CH, а сегодня выпускаются масла уровня SL и CJ, отличающиеся улучшенными антиокислительными и противоизносными свойствами, энергосберегающим эффектом и не оказывающие вредного воздействия на нейтрализатор отработавших газов.
Более дифференцированная классификация была предложена АСЕА (Ассоциацией Европейских Производителей Автомобилей). Она действует с 1995 года. Буква на первом месте также указывает на тип двигателя: А — бензиновый, В — легковой дизель. Цифра после буквы соответствует группе свойств: 1 — топливосберегающие масла с пониженной вязкостью при высокой температуре (применять только в случае, если это рекомендовано производителем двигателя), 2 — масла с нормальными эксплуатационными свойствами (для обычной периодичности смены масла), 3 — масла с высокими эксплуатационными характеристиками, в частности, более стабильной вязкостью (для увеличенных межсервисных пробегов). Дополнительное двузначное число указывает на год введения спецификации (например, В2 98 соответствует более жестким требованиям, чем В2 96).
Еще более точно на применимость масла указывает допуск производителя автомобиля. Например, масло с допуском концерна VAG, обозначенное VW 503.01, предназначено для бензиновых двигателей с турбонаддувом и допускает увеличенный интервал замены, а VW 505.01 — всесезонное моторное масло для дизелей с насос-форсункой. Впрочем, владельцу не обязательно знать расшифровку кодов, достаточно помнить те, что соответствуют его двигателю (эту информацию можно найти в сервисной книжке или уточнить у дилера). И уж если на упаковке указан нужный допуск, можно быть уверенным, что масло подойдет.
Обозначение групп трансмиссионных масел начинается с букв GL. Следующая цифра соответствует свойствам и области применения. Для коробок передач, как правило, используют масла группы GL-4 или GL-4/5, для редукторов мостов — GL-5. Для трансмиссий с самоблокирующимися дифференциалами, вискомуфтами или муфтами Haldex зачастую предназначены специальные масла.
На что влияет вязкость моторного масла?
Подавляющее большинство моторных масел рассчитаны на круглогодичную эксплуатацию. Их вязкость по стандарту SAE обозначается двумя числами. Первое определяет нижнюю температурную границу работоспособности масла (на это указывает следующая за ним буква W — Winter). Второе указывает на работоспособность масла при высоких температурах: слишком жидкое просто не сможет обеспечить защиту двигателя — масляная пленка будет продавливаться под нагрузкой.
Для уверенного пуска зимой в средней полосе России «холодный» индекс должен быть 5W, а еще лучше 0W. Масло 10W, в принципе, еще можно использовать, но при этом возрастает нагрузка на стартер и аккумулятор — мощности батареи может и не хватить. Более вязкие масла для нашей зимы не годятся: на морозе они превращаются в студень, с которым масляный насос просто не справится.
Второй — «горячий» — индекс обычно находится в пределах 30–50 (больше число — выше вязкость). Не пытайтесь уменьшить шум мотора и расход масла на угар, залив более густое: оно не проникает ко всем парам трения современного двигателя селективной сборки, и износ деталей не только не уменьшится, как многие полагают, а, наоборот, может возрасти (конечно, речь идет об исправном моторе). Поэтому оставьте дорогие «спортивные» масла вроде 20W-60 спортивной технике.
Маловязкие масла лучше проникают к парам трения и снижают расход топлива (и токсичные выбросы в атмосферу). Поэтому такие масла нередко называют «экологическими» или «энергосберегающими». Эти масла, правда, не рекомендуется применять в старых двигателях, где они могут привести к продавливанию масляной пленки и повышенному износу деталей.
«Синтетика» или «минералка»?
Современные двигатели категорически не рекомендуется эксплуатировать на минеральном масле. Главная причина — отложения продуктов износа, забивающие и без того минимальные зазоры между деталями. Нередко в систему попадают целые куски «кокса» из поддона картера. Какой узел откажет в этом случае, остается только гадать. «Пробка» может застрять в гидронатяжителе цепи, гидрокомпенсаторе клапана, датчике давления масла. В безвыходной ситуации «минералку» можно использовать (при условии, что ее вязкость и уровень качества близки к рекомендованным). Но не перегружайте двигатель по температуре и нагрузке, а при первой возможности замените масло.
Что делать, если масло в двигателе почернело?
Современные синтетические масла обладают хорошей моющей способностью и способны накопить немало растворенной грязи без какого-либо ухудшения свойств. Вспомним стиральную машину — чем грязнее вода, тем больше отстиралось. Потемнение масла — не повод для замены.
Как часто нужно менять масло?
Безусловно, главный ориентир — сервисная книжка. Но помните, что в ней указаны максимальные пробеги. В некоторых случаях масло нужно менять чаще (езда с непрогретым двигателем на короткие расстояния, буксировка прицепа и т.п.). Однако масло теряет свои свойства и при простое автомобиля, поэтому его желательно менять как минимум ежегодно. И если вы не ездите зимой, замену стоит приурочить к осени: свежее масло лучше защитит детали двигателя.
Нередко замена масла в механической коробке передач и гидроусилителе руля инструкцией не предусмотрена. Но если отметки в сервисной книжке закончились, а вы планируете и дальше эксплуатировать автомобиль, замените «пожизненные» масла — подарите агрегатам вторую жизнь.
Стоит ли доверять замену масла непрофильному сервису?
Бытует мнение, что замена масла — одна из простейших операций, поэтому с ней справится любой придорожный сервис. Это не так. Например, на полноприводных «Ауди» с муфтой Haldex очень важно не ошибиться с количеством масла в редукторе привода задних колес. На глазок это сделать очень сложно, тем более что меняется лишь часть жидкости. То же относится и к автоматическим коробкам передач. А где найти в непрофильном сервисе новую уплотнительную прокладку?
Нужно ли промывать систему смазки при замене масла?
Как правило, этого не требуется, если вы используете синтетическое или полусинтетическое масло. Если же вы приобрели автомобиль и не знаете, какое масло залито в систему, промойте систему смазки: специальной жидкостью, если на деталях много смолистых отложений, или, если детали чистые, — порцией масла, которое будете использовать.
Можно ли смешивать масла?
Не рекомендуется смешивать масла разных производителей и «синтетику» с «минералкой». Как правило, при замене минерального масла на полусинтетическое или «полусинтетики» на «синтетику» небольшое количество старого масла можно не принимать во внимание.
Какой расход масла считать допустимым?
Большинство производителей допускает сравнительно высокий расход масла — до литра на 10 тысяч километров. Он зависит не только от состояния двигателя, но и от его конструкции, температуры, вязкости масла. И в первую очередь — от стиля езды. Если любите «крутить» мотор, чудес экономии не ждите! Особенно прожорливы многоцилиндровые двигатели. Поэтому, собираясь путешествовать с ветерком на далекие расстояния, не забудьте положить в багажник литровую канистру с фирменным маслом.
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
ПОИСК ПО САЙТУ
2007—2022. Сетевое издание «Автопипл». Возрастные ограничения: 16+
Почта редакции hkdkest@mail.ru
Телефон +7(499)490-76-06