Повышенные ставки пошлин отомрут после вступления России в ВТО
В Минпромторге заверяют, что государственные органы не планируют более повышать пошлины ни на легковые, ни на грузовые автомобили, и в дальнейшем будет их только снижать в рамках, предусмотренных стратегией развития автопрома, и в соответствии с обязательствами России по вступлению в ВТО.
Однако произойдет это не сразу. Как заявил заместитель министра промышленности и торговли России Андрей Дементьев в ходе online конференции, государственная позиция заключается в том, что в период не позднее 2016 года обложение пошлинами выйдет на среднеевропейский уровень. Даже сегодня, например, по грузовым автомобилям уровень защиты европейских стран — это 22%.
"По нашим обязательствам, взятым на себя для вступления в ВТО, мы должны будем иметь уровень защиты в два раза ниже, чем европейцы по отношению к нам", — сказал замминистра.
Напомним, пошлины на иномарки были увеличены в январе 2009 года в числе прочих протекционистских мер — как утверждалось, временно, до окончания кризиса. И если на новые автомобили они выросли до 30% (но не меньше 1,2–2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя), то на подержанные авто сроком от трех до пяти лет — до 35% (но не меньше 1,2–2,8 евро за 1 куб. см), а на машины старше пяти лет — до 2,5–5,8 евро за 1 куб. см двигателя.
Такое повышение привело к резкому подорожанию автоимпорта. В результате, стоимость одной и той же иномарки в России и, например, в Европе различается на 20–30% и не в пользу российских покупателей.
По планам министерства, к 2020 году государство должно прийти к тому, чтобы минимум 80% всех новых автомобилей, продаваемых на территории России, производились в нашей стране. Позиция ведомства сводится к стимулированию отечественных производств с объемом сборки не менее 300 тысяч машин в год.
По расчетам министерства, строительство в России новых заводов зарубежных автопроизводителей и повышение уровня локализации уже имеющихся производств смогут снизить стоимость иномарок на 10–15%.
Помимо технологического обновления, в Минпомторге указывают на уже достигнутый прямой финансовый и социальный эффект.
По словам Андрей Дементьева, достаточно небольшой завод компании Sollerrs мощностью 25 тысяч авто в год по выпуску моделей SsangYong, на котором работает примерно 1,5 тысячи работников, собрав 15 тысяч машин по итогам 2010 года, "вдруг стал крупнейшим налогоплательщиком региона".
Однако не все эксперты согласны с аргументами Минпромторга. Так, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ "Интерком-Аудит" Андрей Приходько полагает, что снижение импортных пошлин на авто было бы экономически целесообразным.
"Пошлины на автомобили уже поднимались на протяжении последних лет не один раз, и это приводило только к росту цен на автомобили на отечественном рынке, в частности на российские модели. Данный факт никак не сказывался на повышении конкурентоспособности отечественного автопрома", — указывает эксперт.
С ним согласен и глава налоговой практики международной юридической фирмы CMS Станислав Турбанов:
"Очевидно, что одним повышением пошлин или поддержанием их на высоком уровне проблему создания в России качественных автомобилей не решить. Обычный протекционизм российскому производителю за счет препятствования ввозу дешевых иномарок к положительному результату не приводит: российские автомобили остаются при этом некачественными и не такими уж дешевыми, а иномарки по-прежнему дороги".
Челябинск www.avto74.com