Неисправности при работе двигателя можно предотвратить, если своевременно проверять его работоспособность и заблаговременно устранять неполадки. Для того, чтобы определить стуки в двигателе и причины их вызывающие, мотор нужно для начала прогреть, затем по характеру стука выявить неисправность. Это и называется диагностика двигателя. Первым делом нужно удостовериться, что посторонние шумы исходят из двигателя, а не от других механизмов и деталей автомобиля. При выжатом сцеплении исключаются звуки исходящие из трансмиссии и коробки передач. Покачиванием двигателя можно выявить звуки, которые информируют о неисправности подвески, системы выпуска или защиты картера. Звуки жужжания или свиста могут исходить от неисправного привода распредвала, генератора или водяного насоса. Так что прежде чем «винить» двигатель, нужно для начала определить откуда именно доносятся тревожные звуки. Звонкие стучащие звуки в верхней части двигателя сигнализируют о высоком износе клапанного механизма или неправильной регулировке клапанов. Если стук начинает усиливаться при увеличении оборотов, то, возможно, изношены коромысла или распредвал.
Шелестящие металлические звуки может издавать недостаточно натянутая цепь. Если при запуске двигателя слышен грохот или стук, то это говорит о слишком медленном росте давления масла. Причины — износ масляного насоса, неработоспособность предохранительного клапана или низкий уровень масла. Металлический звонкий стук при резком увеличении оборотов является следствием детонации (преждевременный взрыв топливной смеси в камере сгорания). Продолжительная езда с детонацией приводит к очень быстрому износу поршневых колец, возможно разрушение двигателя. Для устранения этой неисправности следует прочистить двигатель от нагара. диагностика двигателя Неисправности в работе двигателя можно определить и по характеру дымления.
Черный дым с запахом бензина говорит о неисправностях в работе топливной системы. Синеватый дым отработавших газов информирует о том, что через изношенные поршневые кольца в камеру сгорания попадает масло. Если дымление возрастает при резком увеличении оборотов, а при работе на повышенных или холостых оборотах его почти нет, это говорит о неисправности маслоотражательных колпачков. Любые посторонние звуки не должны оставаться без внимания, и срочно нужна диагностика двигателя. Неисправности в работе двигателя на начальной стадии еще легко устранить, длительная же эксплуатация может привести к непредсказуемым последствиям.