2007—2022. Сетевое издание «Автопипл». Возрастные ограничения: 16+
Почта редакции hkdkest@mail.ru
Телефон +7(499)490-76-06
В действительности, настройка исправного (подразумевается - нового) ГБО на машине не большого литража и с инжектором не является особо сложной. Эта процедура уже множество раз описывалась в различных источниках, но, так как описание сводилось к тому, что и где нужно крутить, без пояснения, что, как и почему работает, а потому, многие ездят с повышенным расходом топлива. Поэтому и была написана это статья, раскрывающая некоторые «тайны газовиков».
В данной статье разговор будет идти об первом поколении газового оборудования – о эжекторном оборудовании, которое устанавливается на Ланосы чаще всего.
Начнём с газового редуктора.
В пропановых редукторах обычно имеется два регулятора, реже встречаются редукторы с одним регулятором. Поэтому, для метанового редуктора, имеющего всегда один регулятор, и для варианта пропанового редуктора с одним регулятором возможен только один единственный вариант работоспособной настройки.
Работоспособной называется настройка, которая позволяет спокойно завестись и при которой двигатель может устойчиво работать на холостом ходу. При всех прочих возможных вариантах настройки оборудования снизить обороты до определённого минимального значения вам не удастся, машина просто-напросто заглохнет. Завестись скорее всего не получится тоже.
Если имеется один регулятор, то он служит для изменения давления подаваемого газа. По своему функциональному назначению редуктор используется для поддержания давления газа в системе независимо от его расхода. В действительности уровень давления сохраняется не точно, а с расходом газа несколько падает, но, всё же, давлении остаётся в допустимых пределах и потому эту погрешность можно не учитывать.
Однажды задав единственное и правильное давление регулятором редуктора, вы сможете после этого только контролировать расход газа в различных режимах работы двигателя при помощи «винта жадности», находящегося на шланге, а не на редукторе. Некоторые сложности могут возникнуть, если «винт жадности» перед настройкой был практически полностью закрыт. В этом случае для нормальной работы двигателя придётся повышать давление газа в редукторе. Поэтому, перед тем как начинать процесс настройки газового оборудования, необходимо проверить, что «винт жадности» открыть на половину как минимум. В противном случае его нужно приоткрыть. Для того, чтобы определить, насколько открыт винт, можно отсоединить от него шланг и посмотреть на диаметр свободного отверстия.
Если винт открыт на достаточную величину, то мы можем начинать настраивать редуктор. Конструктивно регулятор давления представляет из себя винт, который сжимает пружину. На редукторах различных конструкций редуктор может выглядеть оп разному, но его суть и выполняемые им функции остаются прежними. При закручивании регулятора подача газа уменьшается, при откручивании подача газа увеличивается. Иными словами, действие регулятора аналогично действию обыкновенного водопроводного крана. Иногда попадаются редукторы, регулятор которых имеет резьбу противоположного направления. В этом случае нужно проследить, при вращении в какую сторону винт вкручивается в глубину, уменьшая подачу газа, и при какой выкручивается, соответственно увеличивая подачу газа.
В процессе настройки газового оборудования на Ланосе нам незаметно будет помогать его штатный регулятор холостого хода.
Факт удачного подбора давления в редукторе определяется по тому, насколько ровно работает двигатель. Чем слабее тряска – тем лучше.
Итак. Заводим двигатель и придерживаем дроссельную заслонку открытой, при этом постепенно снижаем обороты, а саму заслонку медленно опускаем. Если вам покажется, что двигатель сейчас заглохнет, вы пресекаете заслонкой это его намеренье, и начинаете работать регулятором, вращая его в любую сторону. Если после этого работа двигателя ухудшается, то изменяем направление, в котором вращаем регулятор, и ищем такое положение регулятора, при котором мотор работает наиболее ровно и отсутствует его тряска. Дано положение регулятора будет являться оптимальным для холостого хода.
Теперь возьмёмся за «винт жадности».
1) Немного катаемся на машине, если тяги более чем достаточно, мы прикручиваем «винт жадности». Проверяем, не увеличилась ли после этого тряска двигателя. Если тряска возникла, то это значит, что вы перекрутили винт жадности. Откручивайте его до тех пор, пока тряска не прекратится.
2) Если после закручивания винта тряска не появилась, по поездите на машине ещё раз. Если, по вашим ощущениям, всё ещё имеется избыток тяги, то закрутите немного винт жадности и проверьте двигатель на наличие тряски. И повторяйте эту процедуру, пока не получите нормальное ощущение тяги без тряски двигателя.
Перестать закручивать «винт жадности» стоит после того, как закручивание станет сказываться на качестве холостого хода. Как только вы замечаете, что холостой ход потерял стабильность, эту процедуру нужно прекратить.
Если же вы продолжите закручивать винт жадности, то после этого вам придётся увеличивать давление в редукторе. Никакой ожидаемой экономии, уменьшения расхода топлива, это не даст. Наоборот, динамика машины станет хуже, а расход топлива возрастёт. Поэтому, рекомендуется избегать настроек по типу: «винт жадности» закручен редуктор открыт на полную.
Теперь касательно редукторов, имеющих второй регулятор. Этот регулятор служит для дополнительной подачи газа, и он подаёт газ мимо регулятора давления. По сути своей работы он аналогичен винту, регулирующему давление. При закручивании количество подаваемого газа уменьшается, при откручивании – увеличивается. Учитывая, что множество редукторов этого дополнительного регулятора не имеет, стоит этот регулятор закрутить до упора и производить настройку газового оборудования как в случае редуктора с одним регулятором.
Если настройка прошла удачно, и машина ездить хорошо, не скачет, отсутствуют рывки и провалы, то про этот дополнительный регулятор можно не вспоминать. Если же имеет место нестабильность работы двигателя, то этот регулятор можно по чуть-чуть приоткручивать. Если при этом ухудшится работа двигателя в режиме холостого хода, то необходимо будет прикрыть регулятор давления.
Однако начинающим настройщикам ГБО рекомендуется этот регулятор не беспокоить. Настроить машину до расхода в пределах 10-11 литров вы сможете в любом случае, а если станете крутить этот винтик, то может возникнуть множество проблем.
Не стоит слишком сильно закручивать винт жадности, пытаясь уменьшить расход топлива. Скорость горения газа меньше, чем у бензина, особенно в случае обеднённой смеси. Если сильно закрутить винт, то расход не уменьшится точно и может даже увеличиться. Кроме того, ухудшится динамика машины. Оптимальным будет расход 10-11 литров. Для того, чтобы добиться при меньшем расходе топлива такой же динамики необходима перепрошивка электронного блока управления.
Теперь несколько подробнее обсудим системы, имеющие два винта на редукторе, и, опционально, винт, контролирующий подачу к коллектору. Системы газового оборудования, принадлежащие ко второму поколению, включают в себя микропроцессорный блок управления имеющий обратную связь через лямбда-зонд. Подобное оборудование способно настраиваться самостоятельно, исходя из данных, выдаваемых кислородным датчиком. На подобной аппаратуре нет «винта жадности», вместо него установлен дозатор, оснащенный шаговым двигателем. Параметры самонастраивающейся системы задаются компьютером, работающим со специальным программным обеспечением, написанным фирмой, производящей эту аппаратуру. По этой причине самостоятельно настроить подобное оборудование несколько затруднительно. Посему, настройкой подобного оборудования должен заниматься человек, имеющий в этой области достаточный опыт и располагающий соответствующим оборудованием и программным обеспечением. Сами вы сможете настроить только режим холостого хода. Как это делается, рассказывалось ранее.
Ну а что до настройки редукторов, имеющих два регулятора – здесь существует множество вариантов. Основной, и самый простой способ уже был рассказан выше. Дополнительный винт закручивается полностью, а настройка холостого хода осуществляется с помощью регулятора давления. Если при этом имеют место провалы в работе двигателя, то можно попробовать несколько приоткрыть второй винт. При необходимости восстановления после этого действия холостого хода мы прикрывает винт, регулирующий давление. Суть работы этих винтов одинакова – при откручивании количество газа увеличивается, при закручивании уменьшается.
Различие их заключается в том, что при открытии дополнительного винта, называемого байпасным, просто увеличивается диаметр отверстия, через которое подаётся газ. В случае с регулятором давления на редукторе при откручивании винта происходит увеличение давления в системе.
Таким образом, байпасов винт открытии увеличивает подачу газа на некоторую определённую величину, которая не зависит от режима работы двигателя. Винт же регулировки давления увеличивает количество подаваемого газа пропорционально количеству расходуемого воздуха на определённом режиме работы двигателя.
Если вспомнить, из школьного курса, как выглядит уравнение прямой,
y=kx+b
то в этом уравнении можно узнать описание системы, работающей на редукторе с двумя регуляторами.
Где у – это количество подаваемого газа, х – количество расходуемого воздуха, к и b – некоторые постоянные величины. А конкретно, к – коэффициент пропорциональности, b – коэффициент, характеризующий положение винта байпаса.
При настройке редуктора мы ставим себе целью подобрать параметры k и b таким образом, чтобы описываемая уравнением прямая была максимально близка к кривой, описывающей потребление двигателем топлива.
Итого, изложенного выше материала более чем достаточно для самостоятельной настройки газового оборудования.
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
ПОИСК ПО САЙТУ
2007—2022. Сетевое издание «Автопипл». Возрастные ограничения: 16+
Почта редакции hkdkest@mail.ru
Телефон +7(499)490-76-06