От упоминания о стритрейсинге у многих кровь начинает быстрее бежать по жилам. Скоростная езда по дорогам общего пользования под покровом ночи, неофициальная и несущая опасность не только ее любителям, но и другим участникам дорожного движения, — именно такой образ уличных гонок сложился у большинства наших соотечественников.
Стритрейсинг зародился еще в 30-е годы ХХ века в США. Впервые заезд на скорость по прямому участку дороги был устроен на дне высохшего соляного озера в Калифорнии. Участвовать в нем могли как профессиональные гонщики, так и простые автолюбители. К машинам тоже особых требований не предъявлялось. Да и не было в то время такого разнообразия авто и их характеристик как сейчас.
В 1950 году Си Джей Харт и Крейтон Хантер организовали заезд «Santa Ana» с платным входом на неэксплуатируемой взлетной полосе аэропорта в калифорнийском округе Ориндж. После выхода культового на то время кинофильма «Бунтарь без причины» в 1955 году гонки с безопасной взлетно-посадочной полосы перенеслись на улицы города, где молодых участников еще больше захватывал взрывной выход адреналина.
Самым популярным видом гонок является дрэг-рэйсинг (drag racing), когда пара автомобилей преодолевает расстояние в ¼ мили — те самые легендарные 402 метра. Бытует мнение, что это же расстояние составляет путь от светофора до светофора на многих дорогах США, а это идеальная дистанция со стартом и финишем для гонки на простых улицах. Машины на заезд подбираются в зависимости от объема мотора, наличия турбинных ускорителей и электронных дополнительных устройств управления. Для честной борьбы нужно чтобы так называемая «весовая категория» была одинакова. Хотя есть и свои «бои без правил», где любой автомобиль может выступить против любого другого, в независимости от параметров.
В условиях города проводятся также гонки от точки до точки «check-point» на расстояние в среднем 5 — 6 км. Усложненным видом этого вида гонок является «street-challenge», проходящий в форме квеста, в котором экипажу каждая последующая точка становится известна после прохождения предыдущей. Здесь важно хорошо ориентироваться в городе, передвигаясь с высокой скоростью.
Есть еще вид стритрейсинга, который демонстрирует искусство водителя управлять автомобилем на экстремальной скорости. Это дрифтинг или управляемый занос. Главная задача — войти в поворот и, не теряя скорости, удержать автомобиль на трассе. На первый взгляд условия просты, но на самом деле своих сложностей и нюансов там хватает, тема, пожалуй, для отдельной статьи.
В России стритрейсинг стал особенно популярен после выхода в прокат в 2001 году фильма «Форсаж». Уже на следующий год во многих регионах страны были проведены подобные гонки, увеличив количество поклонников уличных соревнований в разы. В 2002 год была основана «Российская Федерация Дрэг-Рейсинга», которая объединила организаторов и поклонников этого вида спорта, а в 2004 прошли первые официальные заезды международного класса.
Вместе с тем, как в России, так и в других странах, неофициальные уличные гонки по ночному городу привлекают молодых охотников за приключениями, опасностью и адреналином, власти стараются всеми способами пресекать такие мероприятия, чтобы избежать последствий как для любителей несанкционированных гонок, так и для остальных участников дорожного движения и зрителей.
Отметим, что лояльные и безопасные варианты проведения таких заездов на специально отведенных автодромах и огражденных территориях — это действительно отдельный вид спорта, со своей историей, чемпионами и рекордами. Однако, превышение скорости на дорогах общего пользования, особенно в формате гонок, с игрой в «шашки» не должно одобряться ни в коем случае и максимально пресекаться представителями закона.