Его родина – небольшой баварский городок Бухлоэ, расположенный в ста километрах от Мюнхена. Его отец – добропорядочный бюргер и инженер – занимался производством печатных машинок. Его хобби – дорогие эксклюзивные вина и быстрые автомобили. И оба он сумел воплотить в успешный и доходный бизнес. Он — Буркард Бовензипен, известный всему миру как отец-основатель уникального автомобильного бренда BMW Alpina.
Компания Alpina – это действительно единичный случай в сегодняшней автоиндустрии. Созданная инженером Буркардом Бовензипеном, начавшим свой бизнес с усовершенствования двигателя BMW, за каких-то четыре десятилетия она превратилась в стильный и дорогой бренд, имеющий поклонников по всему миру. В наши дни Alpina по-прежнему остается независимой от BMW семейной фирмой, со своими славными традициями и собственной автомобильной философией. При этом сотрудничество обеих баварских компаний с годами приобретает все более тесный характер. Так, сейчас на территории Alpina строится новый исследовательский центр, в котором будут проводиться совместные работы по созданию двигателей для будущих поколений BMW.
Сегодня на предприятии работает всего около 200 человек, а управляющий аппарат, не вовлеченный в инженерные разработки, составляет всего ¼ от общего числа сотрудников. Хотя за последние – довольно успешные годы — численность персонала немного возросла, Alpina не спешит расширять штат: многие специалисты десятилетиями служат на производстве и обладают колоссальным опытом и знаниями. Поэтому на работу в компанию приходит не больше 10 новых сотрудников каждый год.
«Мы хотим расти, но очень медленно. И при этом оставаться на 100% частной компанией, потому что, только когда ты принимаешь самостоятельные решения, ты можешь выпускать правильные продукты», — говорит Андреас Бовензипен, старший сын основателя компании и ее сегодняшний руководитель.
Впрочем, многочисленный штат сотрудников и не требуется: сборка автомобилей марки BMW Alpina происходит на заводах BMW. Перед персоналом Alpina стоят несколько иные задачи. Инженеры конструкторского бюро разрабатывают уникальные двигатели Alpina, активно взаимодействуют с концернами-поставщиками, а также совместно с постоянными партнерами (вроде ZF Friedrichshafen) усовершенствуют отдельные агрегаты. Чтобы проиллюстрировать высочайший уровень конструкторской мысли мотористов Alpina, достаточно сказать, что именно здесь, в городе Бухлоэ, был разработан первый двигатель, с которым Bayerische Motoren Werke дебютировали в Формуле 1 в середине 80-х.
Здесь же ведется и ручная сборка моторов, которые, будьте уверены, долгие годы прослужат с точностью швейцарских часов. Любой желающий может заглянуть на завод и пожать руку тому мастеру, который собирал двигатель его автомобиля. Имя сборщика без труда можно определить по VIN’у, а поскольку многие здесь работают с самого основания компании, вероятность найти «своего» мастера очень велика.
По соседству располагается шорная мастерская, где детали интерьера обшивают в кожу. Насколько же уникален этот ручной труд – за месяц при стандартно рабочем графике здесь собирают не больше 10 салонов! Неконвейерный подход чувствуется в каждой детали: вы можете лично подъехать на фабрику и посмотреть в присутствии консультанта каталог, в котором представлены многочисленные образцы оформления внутреннего убранства, выбрать эксклюзивный цвет салона, которого нет в каталоге – достаточно лишь передать его образец в мастерскую, а в случае необходимости и заказать обшивку любой детали интерьера…
Ну и, наконец, именно здесь, на заводе в Бухлоэ происходит финальная огранка автомобилей, привезенных со сборочной площадки. Специалисты Alpina доустанавливают необходимые детали, а также фирменный обвес, донастраивают и тестируют автомобиль. Только после этого он окончательно готов перейти в руки заказчика.
Как ни удивительно, высокие автомобильные технологии находятся в равновесии с неспешным и размеренным течением жизни баварской глубинки. Это хорошо иллюстрирует одна деталь: прямо напротив парковки, уставленной свежесобранными Альпинами, пасутся коровы, а само руководство компании – отец и сын Бовензипены – живут прямо на территории завода. Возможно, именно в патриархальном укладе, когда секреты ремесла переходят от отца к сыну, и нужно искать корень немецкой основательности, благодаря которой автомобили из Германии получили славу лучших в мире?
Стоит ли говорить, что Alpina никогда не стремилась к массовой популярностью, раскрученности и доступности. Философия компании — производить чуть меньше существующего спроса, чтобы сохранить эксклюзивность. В трудные годы, когда BMW происходила смена автомобильных поколений, на фабрике в Бухлоэ выпускались всего по 800-900 машин в год. В минувшем году было произведено уже около 1500 , на ближайшее время планка не превысит 2000. Главные рынки для Alpina – Германия, Великобритания и Япония, а также США, где популярностью пользуются автомобили 7-й серии BMW Alpina B7. С новой «семеркой», выход которой ожидается уже очень скоро, Alpina планирует выйти в Китай. Но и российский рынок растет очень динамично: в минувшем году в Москве и Петербурге было продано несколько десятков автомобилей, каждый из которых приобретался под индивидуальный заказ.
Подобному тому, как своих поклонников находят эксклюзивные коллекционные вина, автомобили Alpina предназначены лишь для узкой прослойки настоящих ценителей, пресыщенных продукцией массового автопрома. Автомобили BMW при всех своих великолепных качествах слишком популярны и доступны и, к сожалению, не обладают тем богатым вкусовым букетом, который есть у действительно элитарных Porsche, Ferrari, Bentley или Rolls-Royce… Но как совместить неоспоримые достоинства баварских машин с пропеллером на капоте — феноменальную управляемость, недюжинную динамику и злой дизайн– с терпкостью элитарных и роскошных автомобильных брендов? Именно Альпина и предлагает решение этого вопроса – а оттого она нужна BMW не меньше, чем BMW нужна ей самой.
Параллель с виноделием не покажется случайной тем, кто знает, что помимо основного бизнеса Alpina — разработки двигателей и доводки автомобилей BMW — у компании есть еще один, менее крупный, но не менее успешный — торговля элитарными винами. Чтобы сделать бренд Alpina более известным, с конца 60-х основатель компании Буркард Бовензипен начал выступать в автогонках в европейском чемпионате Touring. Участвуя в соревнованиях, он много путешествовал по Европе, откуда привозил изысканные вина для своей частной коллекции и в 1977 году он открыл второй бизнес…
В винном бизнесе компания следует той же схеме, как и в случае с автомобилями. Не имея собственных виноградников, семья Бовензипенов закупает наиболее востребованные элитные сорта вин из Бордо, Бургундии, Калифорнии и Италии, которые затем «доводит» в собственном винном погребе, расположенном на территории автомобильного завода.
Выдержанные в специальных условиях вина, получившие в результате «доработки» гордое имя Alpina, закупают лучшие немецкие рестораны и отели, а также частные коллекционеры. Более того, тех, кто остановит свой выбор на автомобиле марки Alpina, ждет оригинальный подарок – бутылка элитного Chateau Lafite. Или, скажем, Chateau Margaux…
Последний на сегодня проект, на который маркетологи Alpina возлагают большие надежды, связан с автоспортом. В 2009 году в европейском чемпионате FIA GT3 появится первый гоночный прототип Alpina с тех пор, как 20 лет назад славная некогда команда покинула мир автоспорта, всецело сосредоточившись на разработке «гражданских» моделей. Выбор гоночной серии отнюдь не случаен – именно здесь гоночные автомобили наиболее близки, как и некогда прежде, к своим гражданским версиям.
К настоящему времени на счету Alpina такие впечатляющие спортивные достижения, как три выигранных европейских кузовных чемпионата, несколько побед в 24-часовых гонках на Нюрбургринге и первое место в 24 часах Спа в 1970 году. В новых реалиях вызов именитым соперникам бросит купе Alpina B6 GT3, построенное на основе доработанной «шестерки» Alpina B6 S. Ее оружие — 4,4-лировый мотор V8, мощность которого благодаря использованию механического нагнетателя доведена до 530 л. с., а крутящий момент составляет 725 Нм.
Спортивные успехи, по замыслу руководства, должны способствовать росту популярности марки и завоеванию новых рынков сбыта. Причем повышать уровень продаж будут и за счет новой гоночной модели — помимо использования для нужд заводской команды, ее планируется продавать командам-частникам, а также автомобильным коллекционерам.
Впечатления от тест-драйва модельного ряда BMW Alpina — coming soon…
Комментарии
Так безмятежно, неторопливо, скурпулезно, педантично и с душей...Приятно осознавать, что в таком тихом и уютном местечке производят такие невероятого качества автомобили.:confused:
Что можно сказать? Только уважене выразить таким людям которые из воздуха деньги делают. Все готово, только перекупил, доработал и на тебе - эксклюзив..это тоже настоящий талант. Буркард как его там - настоязий бизнесмен с большой буквы ЫЫЫ))):biggrin:
Потрясающе, просто потрясающе.
Поправь меня если не прав:
Компания продающая эксклюзивный товар за большие деньги приобретает большую устойчивость к дыханию времени, т.е. конкуренции, чем дороже, качественне, а главное эзотеричнее ее продукция... Даже не эзотеричнее, а преемственней, неконъюктурней все что она (компания) делает.
Респект, ГРИШ!
Калиfорнийский Zакат, зришь в корень! По сути г-н Бовензипен – это в первую очередь очень классный коммерсант. Прямо как Билл Гейтс. И в этом его заслуга – с автомобилями он делает ровно то же самое, что и с вином – добавляет эксклюзивности и продает.
Скажу честно: до поездки я относился к Альпинам скептически – но то, что описано выше, меня как-то очаровало. Действительно, этот семейный бизнес, эти мастерские, похожие на артели 19 века, - в эпоху тотального конвейерного производства добавляют теплых эмоций.
Дим, действительно, у них есть своя клиентура, и задача пиара в их случае – не продать себя (они и так хорошо продаются), а воспитать своего покупателя. В ходе разговора с Андреасом Бовензипеном, который любезно согласился с нами отобедать, я задал ему вопрос: каков портрет типичного покупателя Альпины? Оказалось, каждый третий разбирается в элитных винах, и едва ли не каждый первый – искушен в продвинутой технике и не чужд всему прекрасному.
Именно воспитать. Кстати, я слышал, что Mercedes оплачивает печать букварей для школьников. Там рядом с буквой а - автомобиль, которой естественно с трехконечной звездой. Вот это ПИАР. В будущем будут мамам платить, чтобы детям вирус Mercedes прямо в мозг внедрили еще внутриутробно.