Он притягивает взгляды, он волнует умы и воображение. Он — дерзкий и злой, игрушечный и реактивный. Настоящий предмет культа! Так уж повелось, что любой творческий коллектив, всерьез увлеченный автомобилями, рано или поздно приходит к необходимости дать свой ответ на вопрос: что делает MINI вот уже почти полвека предметом всеобщего восхищения? Cвоим вариантом я сегодня и поделюсь с Autopeople.Ru. Стоп! А почему это «Мини» — он? Возможно, это она, малышка «Мини»? Или все-таки он – мистер Остин-Купер? Давайте заглянем в историю.
В конце 40-х годов гонщик Формулы 2 Джон Купер открыл фирму Cooper Car Company, которая с первых же дней занялась производством компактных гоночных автомобилей. Их разрабатывал сын Джона, талантливый конструктор Майкл Купер. Параллельно с этим Алек Иссигонис, англичанин греческого происхождения, получил от British Motor Corporation (BMC) задание – создать «настоящий компактный автомобиль».
Цель казалась ясной: разработка экономичного компактного автомобиля в соответствии со славными традициями предвоенной модели Austin Seven и легендарного Morris Minor. Поскольку в то время компания BMC (как и многие другие европейские автопроизводители) располагала очень ограниченными финансовыми средствами, расходы и сроки на опытно-конструкторские работы были максимально сокращены. Главным условием при создании новой модели стало использование освоенного двигателя из текущего производства. Иссигонис подошел к поручению творчески и приступил к разработке автомобиля, внешне и в техническом отношении совершенно отличного от всех современных аналогов, выбрав при этом переднеприводную концепцию с поперечным расположением двигателя.
В качестве силового агрегата изначально устанавливался двигатель «серии A» с рабочим объемом 948 куб.см, как в модели Morris Minor. Он выдавал всего-то 37 л.с. Всего-то – но даже этой мощности было более чем достаточно: опытный автомобиль с подобным агрегатом разгонялся до внушительных 150 км/ч. При этом ни ходовая, ни тормоза не были рассчитаны на подобные нагрузки. Поэтому мотор для серийной версии «задушили» до 34 л.с., уменьшив для этого рабочий объем до 848 куб. см, которые, тем не менее, позволяли разгоняться до максимальных 120 км/ч. Чтобы сэкономить место, коробку расположили под двигателем, а силовой агрегат удалось скомпоновать так, что приводы с шарнирами равных угловых скоростей оказались равной длины. Этим, кстати, гордятся и разработчики новейшего Mini. Радиатор, опять же из соображений предельной компактности, установили не спереди, а вдоль крыла. В подвеске применили резиновые упругие элементы.
В июле, после серии доводочных работ, Иссигонис пригласил своего шефа, Леонарда Лорда, познакомиться с машиной. Последнему понадобилось всего 5 минут на короткий тест-драйв вокруг завода, чтобы принять решение: в течение года нужно запустить автомобиль в серию.
Так началось производство Mini. Днем рождения английской машинки считается 26 августа 1959 года, когда фирма BMC (British Motor Corporation) представила публике автомобили-близнецы под разными именами — Austin Seven и Morris Mini Minor. Несмотря на то, что различия у машин были лишь в эмблемах и форме радиаторной решетки, делались они на разных заводах: Austin — в Лонгбридже, а Morris — под Оксфордом.
Как ни странно, вначале публика приняла эту крохотульку прохладно. В особенности американцы. Что это за убожество? Всего три метра в длину – самая маленькая машина в США была в два раза больше! Пугал незнакомый передний привод, необычная компоновка салона, отсутствие передней панели и приборной доски в привычном понимании (была лишь поперечная «палка», а в центре — спидометр с указателем уровня топлива. Это решение сохранено и поныне). Это потом принцип «внутри больше, чем снаружи» стал ведущим при создании автомобиля для Европы, а Алекс Иссигонис был принят при дворе и получил титул «сэр». А в 59-м положение не спасало даже то, что в стандартной комплектации машина стоила какие-то 497 фунтов стерлингов, а в версии De-luxe — 537. За первый год производства во всем мире удалось продать лишь 20 тысяч автомобилей…
Но уже двумя годами позднее европейцы «раскусили» Mini (на многие рынки машины поставлялись под именами Austin 850 и Morris 850). В 1960 году было сделано 100 тысяч автомобилей, а в 1962-м объем производства достиг 200 тысяч машин в год и продержался на этом уровне вплоть до 1977 года.
Ну, а в 1961 году Джон Купер модифицировал завоевавший популярность автомобиль British Motor Corporation: снабдил машину более мощным двигателем, дисковыми тормозами и контрастной двухцветной окраской. Так появился новый спортивный автомобиль MINI Cooper, положивший традицию создания заряженных версий этого культового авто.
Впоследствии автомобиль станет всемирно известным благодаря Мистеру Бину, который разъезжал на нем в своих фильмах. Машинкой не пренебрегали члены королевской семьи, на Mini ездили Beatles, Питер Устинов, Шарль Азнавур, Бельмондо, у Энцо Феррари их было аж три штуки… Список знаменитостей, облюбовавших эту маленькую лупоглазую малышку, занимает несколько страниц убористого шрифта! Столько же места понадобится на перечисление побед во всевозможных авторалли, включая и первые места в абсолютном зачете ралли Монте-Карло. Mini стал культовым, внеклассовым автомобилем. Как джинсы.
«Господи, что здесь может столько стоить? Педали тугие, багажника, почитай, нет, до ремня приходится тянуться. Маленький, как игрушка, а бензина жрет — 11 литров по трассе. И трясет-то как!» Такие причитания автору этих строк от непосвященных доводилось слышать не единожды. Что, в общем-то, понятно: высота Эвереста с точностью до метра ничего не расскажет тому, кто никогда не бывал на этой великой горе. «Лошадиные силы», «разгонная динамика» и прочая цифирь точно также никогда не передаст ощущений, которые способен подарить этот автомобиль человеку, не понаслышке знакомому с секретами гоночного мастерства.
Когда речь заходит о Mini, важны не технические данные, но чувства, эмоции. Даже если кто-то на трассе окажется быстрее, все равно ты будешь первым. В стоимость этого автомобиля уже включено ощущение индивидуальности и эксклюзивности. Которые по-настоящему бесценны в век глобализации и унификации, очередей на Ford Focus и чартерных туров в Турцию. Но чтобы проникнуться ими, нужен не только избыток адреналина в крови, но и «слой культурного напыления на извилинах». В его отсутствие вас непременно посетят все те вопросы, которые возникают у большинства при взгляде на это эгоистичное двухместное купе.
Откровенно говоря, вопрос имеет ли автомобиль пол кажется нам довольно занятным. Никто же не станет отрицать очевидное: автомобили в соответствии с общей тенденцией нашего времени наделяют человеческими чертами: характером, обаянием, умом, сообразительностью и т.п. Не говоря уж об антропоморфных сравнениях, на которые щедры авторы, стремящиеся занимательно говорить о дизайне.
С одной стороны, дамским Mini (и тем более с шильдиком S) могут считать только те, кто не ездил на нем. По своему духу, по моторно-подвесочному устройству это абсолютно гоночная машина для настоящих драйверов. На светофоре Mini Cooper S объедет многих. Что для мужчин, как известно, единственно стоящая характеристика автомобиля. Да и имя, кажется, говорит за себя: Купер (в младенчистве Остин) – это все-таки он.
С другой стороны, размер автомобиля в современной России — это ярко выраженный вторичный половой признак. А здесь название говорит само за себя. Да и назвать Mini моя крошка с дерзким характером – это ли не шик? Словом, гендерную принадлежность данного авто оставим на ваше усмотрение.
Перейдя в 2002-м под крыло BMW, марка сменила имя с Mini на MINI (в баварских традициях) — и обрела новое дыхание. Современный Mini — отнюдь не бледная тень предков. Это потрясающий технологический и дизайнерский прорыв. Вообще, по словам Николая Фоменко, чтобы «понять красоту Mini, нужно иметь хотя бы минимальную базу, хотя бы секонд-хендовскую кредитную историю обладания хорошей техникой. Здесь чувствуется намек одновременно и на спорт, и на старые времена, и на XXI век. При этом никакой эклектики. Все абсолютно органично».
При создании современного облика машины, дизайнеры умудрились сохранить игривую простоту интерьера — главную прелесть модели. Однако простота эта иллюзорна. Качество материалов и дотошность их применения на уровне премиум-брендов BMW или Jaguar. А в качестве опций сюда устанавливается все, что есть «в запасниках BMW».
А главное — огромный круглый спидометр (Center Speedo), поселившийся прямо посередине передней панели с незапамятных времен, никуда не делся. Создатели интерьера всячески намекали на кабину реактивного истребителя, и намек получился прозрачным и понятным.
Этому автомобилю прощаешь все: и неудобные регулировки передних сидений, и тесноту сзади, и интерьер, и условный багажник.
А об отточенной, филигранной управляемости Mini Cooper S написаны оды и поэмы! Как только его не называли – и королем поворотов, и игрушечным монстром, и замаскированным гоночным картом… Он уверенно держит прямую, прекрасно летит по автобану, но – верх наслаждения – фантастически ловко танцует на извилистой трассе. Не портит его даже передний привод, не характерный для гоночных машин.
Уже стандартные 175 «лошадок» — это целый табун для этого злого малыша. Что же тогда говорить о 220-сильном варианте, построенном в тюнинг-ателье John Cooper Works. Современный MINI как будто специально сделан с огромным запасом – специально для тюнинга. Как пишут в женских журналах, мужчины в душе всегда остаются мальчиками и любят шалить. Теперь об этом не стесняются говорить и автоиздания.
В материале использованы фотографии производителя
Комментарии
Лично мне мини нравилась до тех пор, пока я не почуял какую-то отрицательную репутацию,сложившуюся у него в России...что-то типа мини - тачка для геев или мини - для того, чтобы тебе дали...
Обидно... вот так вот вкусы и мечты разбиваются о стереотипы и общественное мнение...
Что за нелепые предрассудки? На любых интересных машинах так или иначе ездят представители какой-либо нетрадиционной сексуальной ориентации, или женщины древнейшей профессии и другие "нестандартные" граждане.
Что-же нам теперь в мини не садиться, потому как "точно в такой-же" ездит Борис Моисеев?
Обидно должно быть не за мини, а за свое предвзятое отношение!
P.S. А сколько альтернативно-одаренных ездит на "Жигулях", наверняка среди них много геев! В Жигули - ни ногой!
Сколько ни думал об этой марке, подобных коннотаций не уловил. Если твои вкусы и мечты разбиваются об общественное мнение, это не значит, что объект вкусов и мечт плох. Просто ты не достаточно отрефлексировал этот объект.
мини - это реклама ред була. Вот такой стереотип в питере есть, а про геев - это уже параноя
А в редбулле кокаин
А в Кокаине Пенелопа Круз...снималась.