«Государство должно вернуть долги АвтоВАЗу». Мнение эксперта.

На прошлой неделе газета «Коммерсант» опубликовала сенсационное письмо Министерства промышленности и торговли РФ, направленное в аппарат правительства, в котором АвтоВАЗ фактически объявляется убыточным и бесперспективным предприятием. Заместитель главы Минпромторга Андрея Дементьева убежден: нынешний бизнес-план делает всякую помощь бесполезной, ведь АвтоВАЗ де-факто – уже банкрот, а спасти Волжский автозавод может лишь радикальное сокращение персонала (до 50 000 человек, то есть 50% нынешнего штата) и глобальная реструктуризация.

Кроме того, чиновники Минпромторга раскритиковали будущий модельный ряд компании. Напомним, к 2014 году АвтоВАЗ планирует выпускать 670 тысяч бюджетных автомобилей в год на платформах Priora, Kalina и B0 (Renault Logan) и хочет отказаться «классики» и Samara. В письме г-н Дементьев справедливо отмечает, что выпуск «автомобилей одного класса (В), под одним брендом, которые находятся в схожей ценовой нише, делает продуктовую стратегию АвтоВАЗа крайне рискованной».

Эксперты восприняли это письмо как намек на скорое банкротство компании, однако тут же последовало комичное опровержение – дескать, этот вердикт уже устарел, в и окончательном решении о судьбе АвтоВАЗа первый вице-премьер Игорь Шувалов, председатель правительственной комиссии, будет руководствоваться новыми данными.

Сегодня дилеры Волжского автозавода находятся между двух огней, ведь именно они представляют компанию перед покупателями, определяя лицо всего предприятия, и фактически отдуваются за все. Через своих дилеров автозавод общается со своими клиентами: здесь происходят продажи и обслуживание; сюда, в случае претензий, обращается недовольный клиент. Вместе с тем, в сложившейся ситуации, когда АвтоВАЗ буквально лихорадит, и дискуссия о судьбах всего предприятия ведется на самом высоком уровне, дилеры сами оказались заложниками сложившейся ситуации.

Что ждет АвтоВАЗ? Какие меры необходимо предпринять, чтобы тонущий автогигант удержался на плаву? Редакция AutoPeople.ru обратилась за комментарием к руководителю дилерского центра «Интей» Алексею Румянцеву. Приводим основные тезисы из разговора с ним.

АвтоВАЗ – убыточное предприятие?

Автомобильную отрасль трясет, и у многих производителей падение продаж еще больше, чем у АвтоВАЗа. Да, проблемы есть, да, какие-то меры нужны, причем срочно.

Сокращения? Если сократят те же 40 тысяч человек, компания будет работать так же, как работала. Причем сокращать надо не на производстве, а в управленческом штате – все то гигантское количество людей, которые занимаются непонятно чем и подчас даже не появляются на работе. Если их всех убрать – ничего не изменится. Ну а проблемой их дальнейшего трудоустройства должны заниматься соответствующие государственные ведомства.

Сегодня принято кричать, что АвтоВАЗ должен государству. Однако, вспоминая советские времена, неплохо бы подсчитать, сколько государство должно АвтоВАЗу. Никто не вспоминает, что производство ВАЗ 2101 обходилось в 2000 рублей, а продавался он за 5500. Однако разницу в 3500 рублей – огромные по тем временам деньги – АвтоВАЗ не видел. Прибыль не направлялась на разработку новых платформ и моделей, все деньги шли государству. Если подсчитать, сколько автомобилей было произведено с 70-го года получится очень заметная цифра. Государство не давало производителю развиваться. Может быть, пришло время отдавать долги?

Будущее модельной линейки

Перепроизводство имеет место быть только по определенным моделям – на сегодня это «классика» и «Самара». Но это не значит, что эти машины не пользуются спросом. С начала года продажи «классики» составили 27% от общего объема проданных моделей. Это – самый продаваемый модельный ряд, и отказываться от его продаж нельзя ни в коем случае. Иначе встанет все предприятие. Ведь автомобиль стоимость 170 000 рублей всегда можно продать. Для сравнения: Калина —  15%. Приора с выходом универсала дошла с 15 до 18%. Нива – всего 10%.

Выпуск новой модельной линейки сегодня обойдется очень затратно. Поэтому-то в нынешних условиях пришлось отказаться от новых разработок. Сегодня скорее необходимо совершенствовать старые модели, вводить новые решения. Усилия стоило бы направить на производство АКПП. Без «автомата» мы теряем женскую аудиторию.

Наши покупатели – люди с доходом от 15-до 40 тысяч, и модельный ряд АвтоВАЗа способен удовлетворить их спрос. Выпускать на мощностях Волжского завода по цене Опеля – значит, обратиться к другой аудитории и потерять свою.

Сотрудничество с Renault

На сегодня не наблюдается никаких плодов этого сотрудничества, кроме купленной в кредит, взятый у французского банка, платформы Renault. Для чего она куплена? Чтобы выпускать универсал иранской разработки? Зачем ставить на конвейер автомобиль, который будет конкурировать с собственной моделью (Приора-универсал) и не факт, что обойдет ее в качестве?

Видимо, это нужно для того, чтобы убедить власти: компанию развивается, и ей требуются новые инвестиции. Однако в нынешнем виде это сотрудничество не имеет будущего и является абсурдным.

Качество продукции и обслуживания

В докризисный период качество продукции возросло в 2 раза – и это вполне официальные цифры. Люди стали в 2 раза меньше обращаться по гарантии. Однако кризис внес свои коррективы – возникли перебои с поставкой комплектующих, стали появляться какие-то детали непонятного происхождения. Тем не менее, и сегодня ситуация вполне приемлемая. 10 гарантийных обращений за 15 дней в одном автосалоне – это мизер. Причем меньше всего обращений — по древней «семерке».

Что касается качества обслуживания, то и здесь мы проводим мониторинг. В целом картина такая: резко негативных отзывов 1-2%, и это – вполне приемлемый результат. Статистика в автосалоне ведется постоянно. Кроме этого, существует электронная программа автозавода, куда в обязательном порядке заносятся данные о каждом автомобиле: где, когда и кому продан, когда проходил ТО и так далее. При продаже каждый клиент получает талон обратной связи, работает телефон горячей линии. Автопроизводитель вполне осмысленно следит за качеством обслуживания.

Словом, это совсем не та система, что была 10-20 лет назад.

Как спасти АвтоВАЗ?

Продажи по-прежнему снижаются. И связано это с тем, что государственные программы кредитования работают не так эффективно, как могли бы. Уменьшив первый взнос до 15%, не был увеличен срок кредитования. И чем дальше, тем он становится меньше — мы фактически ограничены 2011 годом. Хотя фактически нужна более длительная, 5-летняя программа с минимальным первым взносом.

Для дальнейшего развития АвтоВАЗу следует не датировать завод, а активизировать спрос а реальным кредитованием! Нет никакого смысла выкидывать деньги в заводскую трубу – гораздо правильнее оказать помощь потребителю. Нам очень нужен 5-летний кредит и программа сдачи подержанных автомобилей в том виде, как она работала в Германии.

Чтобы начать эффективно взаимодействовать с дилерами, АвтоВАЗ должен перейти на работу под заказ. Необходима отгрузка автомобилей по заявке – это реально улучшит ситуацию с продажами. Мы выставляем список автомобилей – производитель привозит их нам в указанный срок.

Сегодня же мы работаем по системе УРП – управление региональных поставок. Нам выгружают автомобили на большую площадку, а мы вывозим автомобили оттуда. Таким образом, продукция фактически навязывается – производитель привозит нам и те автомобили, на которые у нас сегодня нет покупателя. Так, дешевые автомобили продаются весной, а скажем, Приоры – в конце года. Поэтому выкупать «семерки» сейчас не имеет смысла. А вот по Приорам-универсал заявки были, но автомобили не пришли.

Объяснение такой системы простое: автозавод собирает те автомобили, на которые сегодня есть комплектующие, и это можно понять. Но тем не менее, до конца года нам обещали отказаться от этой схемы и наладить работу по заявкам.

Наконец, нам нужна просто информационная лояльность, создание положительного имиджа в интернете, прессе и на телевидении.

Комментарии

  • Как не крути,а ВАЗ нужен народу)))

    Я тоже хочу ино,но в состоянии купить 10 летнюю,а то пробег как мин 200000-хлам,нужно потратить пол стоимости,чтобы ей вернуть качество.А зачем? Проще купить нов ВАЗ+небольшой тюнинг=радуйся жизни.

    Это моё мнение,оно может не совпадать с другими.Роман

Поделитесь с друзьями
Автор
Марина А.