Обзоры

Нужно ли прогревать современный двигатель?

Около вопроса целесообразности прогрева двигателя всегда ходило множество споров, которые не только не утихают с годами, но и подогреваются тем фактом, что большинство современных автопроизводителей советует отказаться от процедуры прогрева мотора. Во многих инструкциях по эксплуатации производитель пишет о нецелесообразности прогрева ДВС, а в добавок ко всему прочему, некоторые западные страны вовсе запретили греть двигатель на месте. Однако столь категоричная точка зрения производителей и правительств стран ЕС у многих вызывает сомнения. Поэтому сегодня будем разбираться в том, нужно все-таки или нет прогревать современные автомобили, и если да, то каким способом это лучше делать.

Зачем прогревать мотор?

Начнем с очевидных аспектов. Любые технические агрегаты и механизмы рассчитаны на работу в каком-то определенном диапазоне температур, и двигатель внутреннего сгорания не является исключением. Если температура будет слизком низкая или слишком высокая для двигателя автомобиля, то это приведет к повышенному износу и поломкам. 

Основные трудности, связанные с пуском и работой ДВС при низких температурах, сводятся к следующим аспектам:

  • Одной из основных характеристик моторного масла является его вязкость, которая напрямую зависит от температуры. При низких температурах наблюдается повышенная вязкость смазывающего материала, которая препятствует качественной смазке компонентов мотора, а также создает дополнительное сопротивление провертыванию коленчатого вала.
  • Известно, что при нагреве металлы увеличиваются в размерах, поэтому любой двигатель проектируется с учетом линейного расширения металлов. Поэтому на оптимальную работу ДВС можно рассчитывать только в диапазоне его рабочих температур.

Помимо этого, следует учитывать падение емкости аккумуляторной батареи в мороз, низкую температуру воздуха, поступающего в цилиндры, понижение температуры на конце такта сжатия, повышение вязкости топлива. Все эти факторы приводят к повышенному износу деталей двигателя, снижению числа оборотов коленчатого вала и ухудшению процесса смесеобразования. Поэтому непрогретый мотор сразу после пуска не может развивать максимальной мощности, а также отличается неравномерной работой. 

Вязкость моторного масла

В связи со всем вышесказанным не остается сомнений в том, что началу работы двигателя под нагрузкой обязательно должен предшествовать прогрев. На этом мнении сходятся все без исключения эксперты, а основные разногласия связаны с вопросом: как прогревать. 

Методы прогрева двигателя

Если упустить из виду метод предпускового подогревания двигателя, остается два основных подхода к прогреву мотора:

  • прогрев автомобиля на месте;
  • прогрев на ходу.
Прогрев на месте

Первый способ является наиболее привычным и предпочтительным у российских граждан, однако он имеет существенные недостатки. Помимо очевидного вреда экологии, отмечается относительно долгое время выхода на рабочий режим при работе на холостом ходу. То есть прогрев двигателя таким способом происходит слишком долго, и дело тут не в заботе о времени автовладельцев, а в том, что сам режим прогрева является крайне неблагоприятным, поэтому необходимо как можно быстрее выйти на рабочую температуру. Чем быстрее мы разогреем двигатель, тем меньше его износ. Однако при этом, мотор еще и не может работать при повышенных нагрузках, поэтому тут важно найти золотую середину. 

Таким образом, наиболее благоприятным будет прогрев двигателя на ходу, но, и это очень важно, без высоких нагрузок. Это, в свою очередь не означает, что нужно плестись со скоростью 20 км/ч. Необходимо всего лишь исключить резкий разгон и повышенные обороты. 

Вывод и исключения

Поэтому в вопросе прогрева двигателя инструкциям производителей стоит доверять. Мнение о том, что требованием об отказе от прогрева бренды пытаются сократить ресурс автомобиля и заставить нас покупать машины чаще, в данном случае не имеет оснований.

Еще один важный нюанс, который стоит отметить, что начинать движение через мгновение после пуска мотора нельзя даже летом, ввиду того, что масло еще не успело поступить в систему из поддона картера. В любую погоду необходимо выждать пару минут и только после этого начинать движение. 

Никто не хочет ехать в непрогретом салоне

Многие автомобилисты не стремятся отказываться от прогрева машины на месте потому что руководствуются не столь обеспечением максимальной пользы двигателю, сколько стремлением ехать в теплом салоне с оттаявшими стеклами, но это уже вопрос не эффективности, а комфорта. Также стоит отказаться от прогрева автомобиля на ходу, если в условиях зимнего сезона есть необходимость выбираться из сугроба на парковке, потому что буксовать на холодном двигателе – очень плохая затея. 

Комментарии

  • Автор забыл еще вариант, котел подогрева ОЖ

Поделитесь с друзьями
Автор
Анастасия