Обзоры

Нужно ли так много ступеней в современных КПП?

Первые массовые автомобили оснащали коробками передач с тремя или четырьмя ступенями. Этого хватало для комфортного вождения, быстрого набора скорости. Однако в наши дни даже 8-ступенчатый «автомат» не является большой редкостью. Надо ли такое усложнение конструкции рядовому потребителю, попробуем разобраться с помощью внимательного изучения темы.

Для чего увеличивают количество ступеней

Типовой бензиновый двигатель внутреннего сгорания работает в диапазоне от 600 до 6500 об/мин. Однако только при 3000±800 об/мин обеспечивается наиболее полное сгорание топливно-воздушной смеси и максимальный КПД. Кроме экономичности такой режим упрощает выполнение экологических норм. 

При сравнительно узком диапазоне оптимальных оборотов надо обеспечить достаточно высокий крутящий момент для динамичного разгона. Перечисленные задачи решают с помощью коробки переключения передач.

Какие проблемы возникают при увеличении количества ступеней

Отдельные специалисты полагают, что для легкового автомобиля вполне достаточно 5-6 передач. Но при изучении предложений рынка можно найти машины, оснащенные КПП с 8-10 ступенями. 

Дополнительные функциональные узлы коробки увеличивают затраты на проектирование, испытания, производство. Увеличение количества деталей уменьшает надежность устройства, заставляет применять более сложные алгоритмы управления. 

Десятиступенчатый «автомат» для Ford F-150 создан с шестью комплектами фрикционов, которые управляют 4-мя планетарными узлами

Доплату за усовершенствованную коробку оценить сложно, так как в сопоставимых моделях отличаются силовые агрегаты и комплектация. Однако можно сделать правильный вывод о дополнительных затратах.

Надежность ухудшается не только большим количеством компонентов. Свободное место для размещения КПП ограничено, поэтому конструкторы уменьшают габариты фрикционов, подшипников, других деталей. Этот подход снижает нагрузочные способности узлов и агрегатов.

Автоматическая коробка переключения передач

Также надо отметить следующие недостатки «многоступенчатой» трансмиссии:

  • частое переключение передач;
  • большую массу;
  • сложность ремонта и увеличение стоимости восстановительных работ.

В городском режиме движения часто изменяется скорость. Автоматическая коробка в таких условиях переключает передачи с интервалом 5-10 секунд. При высокой интенсивности эксплуатации даже надежные узлы быстро выходят из строя. 

Большая масса «автомата» усложняет развесовку по осям. Тяжелый агрегат увеличивает нагрузку на подвеску и тормозной путь. 

Качественный ремонт АКПП могут сделать только опытные специалисты

Кроме дорогого ремонта следует учесть особенности ускоренного износа. Масло в таких условиях эксплуатации загрязняется быстро, что способствует развитию негативных процессов. По этой причине опытные специалисты рекомендуют в точности соблюдать рекомендации производителя по временному графику замены смазочных материалов.    

Суммируя приведенные доводы, можно сделать вывод о незначительном практическом смысле чрезмерного увеличения количества ступеней. Эту особенность «автомата» подчеркивают маркетологи для привлечения покупателей. Однако нужно реалистично оценивать действительные преимущества. 

В чем же плюсы большого количества передач в КПП?

Для корректного анализа следует отметить положительные стороны применения многоступенчатого «автомата». Такое оснащение может пригодится микролитражке, чтобы обеспечить динамичную езду со слабым силовым агрегатом. Мощная машина с большим объемом двигателя будет потреблять меньше топлива. В тяжелые грузовики устанавливают коробки с количеством ступеней более 20. Это инженерное решение применяют для оптимальной работы дизельного агрегата при сравнительно низкой скорости вращения коленвала — 1500±500 об/мин.   

Автоматическая коробка передач грузовика HINO
Поделитесь с друзьями
Автор
Инна