Первые массовые автомобили оснащали коробками передач с тремя или четырьмя ступенями. Этого хватало для комфортного вождения, быстрого набора скорости. Однако в наши дни даже 8-ступенчатый «автомат» не является большой редкостью. Надо ли такое усложнение конструкции рядовому потребителю, попробуем разобраться с помощью внимательного изучения темы.
Типовой бензиновый двигатель внутреннего сгорания работает в диапазоне от 600 до 6500 об/мин. Однако только при 3000±800 об/мин обеспечивается наиболее полное сгорание топливно-воздушной смеси и максимальный КПД. Кроме экономичности такой режим упрощает выполнение экологических норм.
При сравнительно узком диапазоне оптимальных оборотов надо обеспечить достаточно высокий крутящий момент для динамичного разгона. Перечисленные задачи решают с помощью коробки переключения передач.
Отдельные специалисты полагают, что для легкового автомобиля вполне достаточно 5-6 передач. Но при изучении предложений рынка можно найти машины, оснащенные КПП с 8-10 ступенями.
Дополнительные функциональные узлы коробки увеличивают затраты на проектирование, испытания, производство. Увеличение количества деталей уменьшает надежность устройства, заставляет применять более сложные алгоритмы управления.
Доплату за усовершенствованную коробку оценить сложно, так как в сопоставимых моделях отличаются силовые агрегаты и комплектация. Однако можно сделать правильный вывод о дополнительных затратах.
Надежность ухудшается не только большим количеством компонентов. Свободное место для размещения КПП ограничено, поэтому конструкторы уменьшают габариты фрикционов, подшипников, других деталей. Этот подход снижает нагрузочные способности узлов и агрегатов.
Также надо отметить следующие недостатки «многоступенчатой» трансмиссии:
В городском режиме движения часто изменяется скорость. Автоматическая коробка в таких условиях переключает передачи с интервалом 5-10 секунд. При высокой интенсивности эксплуатации даже надежные узлы быстро выходят из строя.
Большая масса «автомата» усложняет развесовку по осям. Тяжелый агрегат увеличивает нагрузку на подвеску и тормозной путь.
Кроме дорогого ремонта следует учесть особенности ускоренного износа. Масло в таких условиях эксплуатации загрязняется быстро, что способствует развитию негативных процессов. По этой причине опытные специалисты рекомендуют в точности соблюдать рекомендации производителя по временному графику замены смазочных материалов.
Суммируя приведенные доводы, можно сделать вывод о незначительном практическом смысле чрезмерного увеличения количества ступеней. Эту особенность «автомата» подчеркивают маркетологи для привлечения покупателей. Однако нужно реалистично оценивать действительные преимущества.
Для корректного анализа следует отметить положительные стороны применения многоступенчатого «автомата». Такое оснащение может пригодится микролитражке, чтобы обеспечить динамичную езду со слабым силовым агрегатом. Мощная машина с большим объемом двигателя будет потреблять меньше топлива. В тяжелые грузовики устанавливают коробки с количеством ступеней более 20. Это инженерное решение применяют для оптимальной работы дизельного агрегата при сравнительно низкой скорости вращения коленвала — 1500±500 об/мин.