Кондиционер в автомобиле обеспечивает комфортную температуру в салоне для максимального комфорта водителя и пассажиров. Это очень полезное оборудование, но не все знают, как оно работает. В этой статье разберем устройство и принципы работы автокондиционера, а также поговорим о нюансах его заправки.
Рассмотрим общее устройство системы, которое характерно для большинства автомобилей масс-сегмента, хотя бывают исключения. В целом любая система кондиционирования состоит из следующих компонентов:
Сердцем всей системы кондиционирования автомобиля является компрессор, который осуществляет циркуляцию фреона по всему контуру системы. Компрессор приводится в движение коленчатым валом двигателя посредственном приводного ремня. На одних типах компрессоров имеется электромагнитная муфта, которая призвана включать и отключать передачу крутящего момента с двигателя на компрессор. На других муфты нет, а используется шкиф с постоянным приводом на вал компрессора, что позволяет нагружать компрессор не всегда на 100%, как в варианте с муфтой, а регулировать нагрузку в зависимости от ситуации, это позволяет меньше нагружать ДВС и экономить топливо. Для смазки компрессора используется специальное масло, которое растворяется во фреоне.
Компрессор создает разряжение во впускном отверстии. Фреон в состоянии газа поступает в компрессор из испарителя. В компрессоре газ сжимается, его температура повышается и в таком виде фреон поступает в конденсатор.
Конденсатор имеет четыре секции. В первой газ охлаждается потоками воздуха из окружающей среды. Во второй газ, конденсируясь на поверхности, переходит в жидкое состояние. В модуляторе происходит разделение жидкого и газообразного хладагента, оставшийся газ получает дополнительную возможность отдать тепло и перейти в жидкое состояние. А в четвертой секции фреон дополнительно охлаждается.
Охлажденный жидкий фреон поступает в расширительный клапан, после прохождения которого хладагент превращается в мелкодисперсный туман, готовый к расширению. В процессе расширения давление и температура вещества понижаются. Расширительный клапан регулирует количество фреона, подаваемого в испаритель, от этого зависит, какая в итоге будет температура в салоне.
Распыленный в виде тумана хладагент попадает в испаритель, который интегрирован в блок управления вентиляцией и охлаждения. Через элементы испарителя проходит воздух из салона автомобиля. Нагрев ребер охлаждения испарителя приводит к испарению распылённого в камере фреона, который забирает излишки тепла и превращается в газ, который идет обратно в компрессор и процесс повторяется. Теплый воздух, охлаждаясь, приводит к появлению капель воды, которые скапливаются в нижней части испарителя и стекают по дренажной трубке, образуя лужи под стоящим автомобилем.
В качестве хладагента большинство автомобилей используют фреон R134. Это вещество без цвета и запаха, оно нетоксично и безопасно для людей и окружающей среды, так как не содержит брома и хлора. Фреон R134 – это газ, обладающий уникальными свойствами: при низком давлении это вещество закипает, а при высоком конденсируется.
Хладагент R134 пришел на смену марке R12 в девяностые годы, а в связи с ужесточающимися экологическими требования все новые автомобильные кондиционеры с 2017 года должны использовать хладагент R1234yf. В связи с этим, важно отметить, что разные фреоны запрещено смешивать друг с другом.
Существует миф, что кондиционер нужно проверять и заправлять каждый год. Если кондиционер хорошо работает и обеспечивает температуру на минимальном значении, значит ничего с ним делать не нужно. Любой кондиционер – это замкнутая система и в исправном состоянии она очень редко заправляется. Но с автомобильными кондиционерами важно учитывать постоянные вибрации, которые создаются при движении, и появляются мини-утечки, из-за которых давление в системе постепенно снижается и возникает необходимость дозаправки. Естественная убыль составляет примерно 8-10% от общей массы фреона в год.
Правильная заправка кондиционера предусматривает замер давления, полную выкачку старого хладагента и масла из системы и добавление строго определенного количества нового хладагента и масла. Кондиционирующая система автомобиля рассчитана на определенный вес фреона и его нельзя лить ни больше, ни меньше, чтобы не было избыточного или низкого давления.
Игнорирование необходимости заправки кондиционера приводит к перегреванию всей системы, из-за чего могут выйти из строя многие компоненты кондиционирующего оборудования. Еще один нюанс, с течением времени конденсатор будет загрязняться и тогда его эффективность снизится, поэтому его необходимо промывать по необходимости примерно 1 раз в 3 года. Таким образом, если у вас относительно новый автомобиль, возрастом 3-4 года, то беспокоиться не о чем. Если же вашей машине 10 и более лет — стоит проверить систему кондиционирования в целях своего же комфорта.
Комментарии
Почему не раскрыта работа датчиков.Каторые отрубают кондиционер .Например датчик каторый стоит на испарителе в салоне
Датчик на испарителе, - температурный, не дает обледенеть теплообменнику (испарителю) и отключает компрессор. Есть датчик давления в системе, при низком давлении (отсутствие газа) компрессор не включится. Кстати обычный пропан то же нормально работает в холодильных установках. И Фреон запрещен к применению в холодильных установках, в основном это изобутан в различных комбинациях. Применяется в холодильной промышленности в качестве хладагента, особенно для бытовых холодильников. Не разрушает озоновый слой. Применение изобутана в качестве хладагента позволяет обеспечить пониженное энергопотребление. На холодильники, работающие на горючих хладагентах, каким является и изобутан, распространяются дополнительные требования безопасности — они должны иметь такую конструкцию, что при незапланированной утечке хладагента из системы в зонах размещения электрических узлов, способных инициировать воспламенение, не могла образовываться взрывоопасная концентрация.