Порой можно столкнуться с мнением, что если якобы если машина с полным приводом, то ей любые горы по колено. И на трассе все четыре колеса обеспечивают лучшее сцепление, и на бездорожье в любую грязь можно лезть. Но если копнуть глубже, то на современных внедорожниках можно встретить три основных вида привода: part-time (подключаемый вручную), full-time (постоянный) и torque on-demand (подключаемый электроникой). О них мы сегодня и расскажем.
Данная схема сконструирована так, что передний мост подключается жестко и делит крутящий момент без каких-либо вспомогательных средств. Дифференциал на машинах с подключаемым передним мостом отсутствует.
Дифференциал – это устройство, которое распределяет с помощью системы шестерней крутящей момент между ведущими колесами и соответственно за счет углового наклона шестерней компенсирует разницу их скорости. Можно сказать, что данное устройство дифференцирует количество момента между колесами, тем самым придавая управляемость.
Основной недостаток Part-time это как раз проблемы с управлением на полном приводе. Все четыре колеса направлены ровно, когда авто едет прямо. Во время поворота же, каждое из колес начинает жить своей жизнью. При повороте, так как одно колесо делает более длинный путь чем другое, второе колесо моста начинает крутиться быстрее, а сами мосты тоже начинают соревноваться в скорости. Как итог, зачастую случается занос, справится ли с ним водитель зависит от скорости и его мастерства.
Потому, для езды в городе, если вам просто нужно парковаться на сугроб, Part-time вряд ли подойдет. Очень быстро износится ходовая на твердом покрытии и особенно не погоняешь.
Зато Part-time раскрывается на бездорожье и желательно сыпучем или жидком грунте. Система обеспечивает равное распределение мощности на оба моста и прекрасно тянет без блокировок. К тому же автомобиль значительно проще в ремонте, нет дифференциала и блокировок, нет механических или электрических приводов к этим блокировкам, нет лишней пневматики или гидравлики. Данная система уже довольно устарела, но используется на Toyota Land Cruiser 70, Nissan Patrol, Nissan Navara, Ford Ranger, Mazda BT-50, Nissan NP300, Suzuki Vitara, Suzuki Jimni, Great Wall Hover, Jeep Wrangler, UAZ.
Инженеры поглядели на недочеты существующей системы и решили проблему установив между четырех ведущих колес свободный межосевой дифференциал. Лишняя мощность выходит за счет прокручивания внутреннего сателлита редуктора при угловом наклоне, таким образом машина постоянно получает сбалансированный момент на все колеса.
Основная проблема такой схемы, это то, что пробуксовка одной из осей автоматически выключает дифференциалом другую ось. И машина просто превращается в неподвижный объект. В реальности, конечно так сразу не бывает. Остается запас сцепления и раскачки, но по итогу как правило машина встает. Для преодоления данного эффекта устанавливаются блокировки дифференциала. Именно они позволяют работать мостам раздельно.
К машинам с постоянным полным приводом без заводских блокировок как правило относятся Toyota Land Cruiser 100, 105, Land Cruiser Prado, Land Rover Discovery, Land Rover Defender, Lada 4×4.
Приводя общие черты автомобилей данной системы можно отметить, что управление распределением крутящего момента осуществляется электронно. Осуществляется процесс с помощью специальных механизмов, соединяющих валы, которые называются муфтой и блоками антипробуксовочных систем типа ABS или ESP. Часто электроника задействует также тормозную систему для создания баланса между осями.
Компьютер безошибочно регулирует момент на колесах и на асфальте, и на бездорожье, что дарит порой крупному автомобилю особенную управляемость.
Проблема электронных систем в том, что они не совсем подходят для бездорожья. Попадание воды, грязи и различные механические удары очень негативно влияют на капризные электронные агрегаты системы, и они могут выйти из строя прямо посреди леса. Само собой, такие неисправности в лесу не исправишь. К тому же лихая езда на таком полном приводе может привести к быстрому износу тормозных колодок. То есть как вы уже поняли и эта бочка не без ложки дегтя.
Электронные системы полного привода есть у Cadillac Escalade, Ford Explorer, Land Rover Freelander, Toyota RAV4 (после 2006 г.в.), Kia Sportage (после 2004 г.в.), Mitsubishi Outlander XL, Nissan Murano, Nissan X-Trail.
Если вы чувствуете тягу к машине с полной приводом, то при выборе потратьте время, подумайте какая именно машина нужна для ваших условий. Не предусмотрев данный момент вы можете навсегда отчаяться в полном приводе как в замечательном изобретении человечества и даже понести финансовые убытки.