Практически одновременно в конце 2010 года на российском рынке появилось сразу три модели пока еще экзотического сегмента компакт-венов — Volkswagen Touran, Ford Grand C-Max и Mazda 5. Год от года этот класс машин остается в тени кроссоверов. Улучшенные, по сравнению с обычными легковыми автомобилями, параметры проходимости в наших условиях ценятся выше, чем полезный объем салона и пассажировместимость. Но производители не оставляют попыток привлечь на свою сторону новых покупателей. Какие конкурентные преимущества есть у каждого из них? И не станет ли им тесно на рынке? Давайте попробуем разобраться.
Число дверей/мест | 5/5 |
Длина, мм | 4397 |
Ширина, мм | 1794 |
Высота, мм | 1674 |
Колесная база, мм | 2678 |
Объем багажника, л. | 696/1989 |
Двигатель, объем, куб. см | 1195 |
Мощность, л.с. | 105 |
Крутящий момент, Нм при об. мин. | 175/1550-4100 |
Динамика разгона до 100 км/ч, сек. | 11,9 |
Максимальная скорость, км/ч | 185 |
Расход топлива, л. | 6,4 |
У себя на родине Touran – бессменный лидер в своем сегменте. А потому его создатели решили не тратиться на разработку абсолютно нового автомобиля, вместо этого основательно модернизировав существующий. Как и в случае с Golf VI, на базе которого, к слову, и построен фольксвагеновский компактвэн, упор был сделан на максимальное использование потенциала текущей конструкции. Что получилось в итоге?
Сходство нового Турана с предшественником видно невооруженным глазом. Знакомый силуэт, те же пропорции и сходные габариты (4397 мм в длину, 1794 мм в ширину и 1674 мм в высоту) при неизменной колесной базе (2678 мм) выдают в нем прежний кузов. Зато детали изменились до неузнаваемости. Новое оформление передка с узкой решеткой радиатора, угловатыми фарами и передним бампером в стиле шестого Гольфа выглядит серьезнее и гармоничнее. Солидности облику добавляют и вытянутые по горизонтали задние фонари в стиле нового Touareg. А для усиления этого эффекта можно оснастить автомобиль би-ксеноновой головной оптикой – соответствующая позиция ценой 37 590 рублей имеется в списке опций.
Внутри изменений меньше. В отличие от того же Golf с его кардинально переработанным интерьером, здесь дизайнеры оставили салон практически без обновок. Лишь вслед за остальными моделями обновили органы управления: на прежней передней панели появились иные блоки климата и магнитолы. Перед глазами водителя разместились новые приборы, а в его руки ложится трехспицевый руль, который за доплату может быть обшит кожей и оснащен клавишами управления магнитолой и маршрутным компьютером. Вертикальная посадка удобна, обзорность выше всяких похвал – дизайн дизайном, а по части эргономики немцы, как всегда, оказались на высоте.
Это относится и к исполнению пассажирской части салона. Здесь, как и подобает семейному автомобилю, уже в базовой комплектации полно отсеков для мелочей – помимо традиционного «бардачка» и бокса в переднем подлокотнике вещевые емкости есть и под передними, и под задними сиденьями. Сами кресла (по умолчанию их пять, но за доплату в 26 670 рублей можно заказать и два дополнительных места) без труда складываются, образуя ровную площадку для размещения габаритных грузов – объем для перевозки багажа может достигать без малого двух кубометров. Естественно, возить в Туране пассажиров гораздо интереснее. Автомобиль обладает всеми необходимыми составляющими для комфортной поездки, которые покупатель может выбирать на свое усмотрение.
Несмотря на всего два заявленных уровня оснащения — базовый Trendline (от 820 000 рублей) и богатый Highline (от 1 022 000 рублей) — подобрать подходящую конфигурацию позволяет список отдельных опций. Причем обе комплектации практически «равны в правах». Например, редкая на сегодняшний день система автоматической парковки Park Assist предлагается и там, и там по одинаковой цене 28 000 рублей. А для версии Trendline недоступны разве что хромированные украшения кузова, «ксенон» и кожаный салон.
Зато автомобиль в комплектации Highline нельзя заказать с самым «младшим» бензиновым двигателем, который появился под капотом компактвэна впервые.
Под капотом нового Touran — современные турбомоторы семейства TSI объемом 1,2 (105 л.с.) или 1,4 л (140 или 170 л.с.). В качестве альтернативы – двухлитровый турбодизель мощностью 110 л.с.
Комплектация | Trendline | Highline |
Стоимость, руб. | От 820 000 | От 1 022 000 |
Легкосплавные диски | — | + |
Хромированная отделка экстерьера | — | + |
Противотуманные фары | — | + |
Круиз-контроль | + | + |
Зеркала с электроприводом регулировки и подогревом | + | + |
Электростеклоподъемники | + | + |
Аудиосистема с MP3 | + | + |
Двухзонный климат-контроль | + | |
ESP | + | + |
Число дверей/мест | 5/5 |
Длина, мм | 4520 |
Ширина, мм | 1828 |
Высота, мм | 1684 |
Колесная база, мм | 2788 |
Объем багажника, л. | 439/1706 |
Двигатель, объем, куб. см | 1596 |
Мощность, л.с. | 125 |
Крутящий момент, Нм при об. мин. | 159/4000 |
Динамика разгона до 100 км/ч, сек. | 12,3 |
Максимальная скорость, км/ч | 185 |
Расход топлива, л. | 6,9 |
Grand C-MAX – одна из главных новинок Ford 2010 года. Он построен на абсолютно новой платформе класса «С», разработка которой происходила в течение последних нескольких лет. Под занавес ушел теперь уже «старенький» минивен Ford C-Max, уступивший место более вместительному автомобилю с теми же ездовыми качествами и по приемлемой цене, но с приставкой «Grand»! Автомобиль нового поколения, динамичный и ультрасовременный, Ford Grand C-Max воплощает новый стиль в своём сегменте. Он построен на абсолютно новой платформе, разработка которой происходила в конструкторском бюро Ford в течение последних нескольких лет. Впрочем, Grand C-Max может привлечь внимание не только тех, кто интересуется компакт-вэнами, но и поклонников модели Ford Focus. Как известно, Focus 3 будет строиться на той же платформе, что и новый компакт-вэн, а интерьеры автомобилей традиционно очень близки.
По длине колесной базы и высоте новый Ford Grand C-Max превосходит обычный C-Max на 140 мм и 58 мм соответственно. Столь существенная разница в милиметрах позволила инженерам высвободить больше пространства над головами и для ног пассажиров второго ряда сидений, а также разместить в багажнике автомобиля дополнительную пару кресел третьего ряда, которые, однако, являются лишь дополнительным оборудованием.
Таким образом, в новеньком минивене довольно легко может уместиться семья из семи человек. Разумеется, при условии, что третий ряд займут самые маленькие члены семейства. При этом благодаря датчикам в креслах и индикатору на центральной панели водитель без труда сможет контролировать, чтобы все пассажиры были пристегнуты.
Наиболее яркой чертой, которая выделяет Ford Grand C-Max из привычного ряда компактных семейных машин, являются задние раздвижные боковые двери. Впервые на фордовском автомобиле европейской разработки двери сделаны не распашными. Нетрудно догадаться, что это решение позволяет свести на нет риск стукнуть открытой дверью чужую машину на тесной парковке. Мало того, дверь багажного отделения снабжена электроприводом, и может управляться дистанционно.
Поначалу все автомобили будут предлагаться в двух фиксированных комплектациях – Trend и Titanium. При этом на выбор предлагается три двигателя и три коробки передач. Стоимость автомобиля стартует с отметки в 799.000 рублей с двигателем 1,6 л (5 МКПП, 125 л.с.) и 850.100 рублей с двигателем 1,6 л EcoBoost (6 МКПП, 150–182 л.с.). На новом Grand C-MAX также устанавливается новейшая высокотехнологичная автоматическая шестиступенчатая трансмиссия PowerShift с двойным сцеплением.
Ford Grand C-Max – один из самых «напичканных» опциями семейных вэнов. В базу уже входят шесть подушек безопасности, кондиционер, ABS, бортовой компьютер, не говоря уже о тех опциях, которые можно добавить за отдельную плату. Например, за 9 000 рублей можно установить камеру заднего вида – необычное новшество.
Несмотря на свою «молодость», Ford Grand C-Max уже имеет первые достижения. 2 ноября 2010 года жюри престижного европейского конкурса «Автомобиль года 2011» включило Ford Grand C-MAX в список из 7 финалистов, которые продолжат борьбу за первое место.
В дополнение к модернизированной версии дизельного двигателя Ford Duratorq TDCi (140 л.с.), новые Grand C-Max будут оснащаться линейкой 1,6-литровых бензиновых двигателей, включая Ti-VST (125 л.с.) новый 4-цилиндровый двигатель Ford EcoBoost (150 или 182 л.с.). Однако роботизированной коробкой PowerShift поначалу будет предлагаться только дизель.
Комплектация | Trend 1,6 Ti-VCT/5МКПП | Titanium 1,6 Ti-VCT/5МКПП |
Стоимость, руб. | 799 000 | 872 100 |
ABS/ESP | + | + |
Кондиционер | + | + |
Бортовой компьютер | + | + |
Кожаная отделка руля | + | + |
Две сдвижные задние двери | + | + |
Двухзонный климат-контроль | – | + |
Аудиосистема с MP3 | + | + |
Кнопка запуска/остановки двигателя | – | + |
Противотуманные фары | – | + |
Легкосплавные диски | – | + |
*В дополнение к фиксированным исполнениям для Grand C-Max предлагается масса оборудования, объединенного в «пакеты» с говорящими названиями: «Комфорт», «Семья», «Городской», «Путешественник», «Помощь водителю».
Недостатки
Число дверей/мест | 5/5 |
Длина, мм | 4585 |
Ширина, мм | 1750 |
Высота, мм | 1615 |
Колесная база, мм | 2750 |
Объем багажника, л. | 426/1780 |
Двигатель, объем, куб. см | 1998 |
Мощность, л.с. | 144 |
Крутящий момент, Нм при об. мин. | 180/4500 |
Динамика разгона до 100 км/ч, сек. | 13,1 |
Максимальная скорость, км/ч | 186 |
Расход топлива, л. | 8,3 |
Как и все последние модели японской марки, новая Mazda 5 отличается от предшественницы растянутой улыбкой радиаторной решетки и «струящимися» линиями рельефных кузовных панелей. Главную «фишку» прежнего автомобиля — сдвижные задние двери (такого решения еще недавно не предлагал никто из конкурентов) сохранили и в новом поколении, но эффектные вертикальные задние фонари уступили место традиционной горизонтальной оптике. Благодаря этому дизайнерскому ходу компакт-вэн приобрел более «легковой» вид, в иных ракурсах напоминая скорее хэтчбек, чем обычный семейный автомобиль.
По словам самих маздовцев, все эти изменения укладываются в новую дизайнерскую концепцию Nagare, что в переводе означает «Поток». Благодаря ателтичным формам Мазда словно скользит по поверхности, приковывая заинтересованные взгляды. К слову, именно так назывался футуристичный концепт 2006 года, наделавший немало шума.
В духе новой эстетической концепции выполнен и интерьер новой «пятерки». Торпедо напоминает о стилистике новой «трешки»: все так же строго, функционально, добротно. Особенно примечателен органично вписанный на вершине консоли экран, на который выводятся вся основная информация.
Однако индивидуальный стиль отнюдь не исключает практичности. Как и прежде, у Mazda 5 уже в базе семь посадочных мест и море возможностей для трансформации. Продумано все до мелочи: и откидные столики с подстаканниками, и тайнички под подушками сидений, и откидные подлокотники. Для того, чтобы обеспечить еще более гибкие возможности по перевозки грузов и багажа, японцы усовершенствовали фирменную конструкцию сидений Karakuri. Как и прежде, их можно разложить несколькими различными способами, а доступ к третьему ряду сидений стал удобнее.
Главное новшество по части функционала — сдвижные двери с электроприводом, которые можно открывать и закрывать на расстоянии, с помощью пульта. Но этого мало — тут же будет установлен сенсорный датчик, который предотвращает зажатие между дверьми людей или предметов. Согласитесь, весьма актуально для семейного автомобиля?
Теперь о тех новшествах, которые скрыты от посторонних глаз. Японские инженеры тщательно поработали над настройками подвески, сместив акцент на спорт и управляемость. В самом деле, если маздовский вэн получил более «легковую» внешность, почему не привести под тот же знаменатель и ездовые повадки.
Стартовая цена Mazda5 в комплектации Touring на российском рынке составляет 930 000 рублей. За эти деньги покупатель получит автомобиль, оборудованный климат-контролем, подогревом передних сидений, электроприводом и обогревом боковых зеркал заднего вида, маршрутным компьютером, CD-проигрывателем с функцией MP3 и шестью динамиками, ABS, EBD, системой динамической стабилизации, 6 подушками безопасности. Казалось бы, все есть?
Тем, кто так не считает, будет предлагаться и более продвинутая комплектация под названием Active. Она дополнительно оснащена датчиками дождя, освещенности, парковки и давления в шинах, а также круиз-контролем, ксеноновыми фарами и CD-чейнджером с шестью динамиками и функцией MP3. Цена такой машины начинается от 1 009 000 рублей.
Но и это еще не все. Для тех, кто во чтобы то ни стало хочет получить главное интеллектуальное новшество — сдвижные двери с электроприводом — маздовцы предусмотрели два пакета опций. В них, зависимости от комплектации, включена и тонировка, и кожаная обивка, и ряд других полезных благ.
У нас в стране автомобиль будет доступен только с одним сочетанием двигатель-трансмиссия. Под капотом будет уже знакомый всем 2.0-литровый двигатель MZR с распределенным впрыском мощностью 146 л.с., а в паре с ним — 5-ступенчатая автоматическая коробка передач.
Комплектация | Touring* | Active** |
Стоимость, руб. | 930 000 | 1 009 000 |
Тонировка задних стекол | — | + |
Ксеноновые фары с корректором | — | + |
Аэродинамический обвес | — | + |
Климат-контроль | + | + |
Круиз-контроль | + | + |
Датчики дождя | — | + |
Аудиосистема c MP3 | + | + |
Легкосплавные диски | + | + |
ABS/ESP | + | + |
*Дополнительно за 50000 рублей для исполнения Touring предлагается пакет, включающий электропривод сдвижной двери, тонировку задних стекол, датчики света, дождя и парковки, а также круиз контроль.
**Дополнительно для исполнения Active предлагается пакет, включающий электропривод сдвижной двери и кожаную отделку панелей.