Компания «АвтостатИнфо» представила данные о зарегистрированных автомобилях по состоянию на 01.01.2024 года. Первое место продолжает удерживать многолетний бессменный лидер ВАЗ-2107 и марка LADA остается самой распространенной. Но количество иномарок более чем в 2 раза больше по сравнению с продукцией отечественных производителей. Изучим подробнее эти статистические данные и попробуем изучить для сравнения ситуацию в других странах.
По данным «АвтостатИнфо» на 1 января 2024 года в России насчитывалось 44,1 млн легковых автомобилей. Это соответствует по увеличению почти на 2% за 12 месяцев. Среди них самой распространенной моделью остается классический седан ВАЗ-2107, известный также как «семерка». На него приходится 1,259 млн единиц или 2,9% от всего автопарка.
На втором месте расположился корейский хэтчбек Kia Rio с объемом парка 1,021 млн единиц или 2,3%. Третье место в рейтинге самых популярных автомобилей заняла еще одна модель отечественного производителя – ВАЗ-2109 или «девятка» с показателем 1,007 млн единиц или 2,2%. Замыкают пятерку лидеров ВАЗ-2121 «Нива» и ВАЗ-2190 Granta с результатами 957 тыс. и 932 тыс. единиц или 2,2% и 2,1% соответственно.
«Семерка» и «девятка» давно не выпускаются. Но эти модели пользуются спросом на вторичном рынке за счет своей доступности, простоты и надежности. В то же время Kia Rio был одним из самых продаваемых новых автомобилей в России в последние годы, благодаря своему современному дизайну, комфорту и экономичности, другим преимуществам.
Перечень самых распространенных автомобилей в России логично продолжает Huindai Solaris (914 тыс. экз.) – «родственник» Kia Rio. На седьмом месте обнаруживается неубиваемая «шестерка» с результатом 881 тыс. экз. Этот седан выпускался с 1976 года.
Аутсайдеров рейтинга ТОП-10 самых распространенных автомобилей в России перечислим ниже (тыс. экз.):
По маркам самой распространенной в России остается LADA с численностью парка 12,278 млн единиц или 27,9%. На втором месте находится Toyota с объемом парка 3,784 млн единиц или 8,6%. На третьем месте расположилась Kia с показателем 2,624 млн единиц или 5,9%. В топ-5 также вошли Hyundai и Renault с результатами 2,319 млн и 2,182 млн единиц или 5,3% и 4,9% соответственно.
В целом, две трети российского автопарка приходятся на иномарки: в процентном выражении их 67,3%, а в количественном — 29,66 млн единиц. Это свидетельствует о том, что российские автолюбители предпочитают более современные, комфортные и безопасные легковушки, которые часто имеют более высокую стоимость и качество, чем отечественные аналоги.
Подробное рассмотрение этой темы затрудняет отсутствие свежей статистики. Последние данные Белстата опубликованы по состоянию на 2021 год.
Теоретически, у белорусов предпочтения должны совпадать с российскими. Однако распределение по самым распространенным маркам получилось другим (тыс. экз.):
На 2022 год есть следующие данные о количестве зарегистрированных легковых автомобилей на тысячу жителей по странам. Приведем часть этого перечня:
В будущем на российском рынке произойдут существенные изменения, обусловленные массовым переходом на продукцию китайских брендов. Однако пока ни один из них не смог попасть в рейтинг самых популярных марок/ моделей на российском рынке. По результатам продаж за 2023 год Haval Jolion, например, занял второе место. Но сможет ли этот кроссовер занять аналогичную долю по распространенности с Нивой?