С расширением сети камер наблюдения, которое объясняется необходимостью усиления мер безопасности, возросло и число споров в отношении предъявляемых водителям претензий. Фиксаторы, во-первых, не всегда работают безошибочно даже в определении пересечения дорожных линий. Во-вторых, автолюбителям иногда приходится нарушать правила полосности вынужденно. Обе эти ситуации следует отнести к таким, когда водителю не стоит платить штраф за разметку.
На камеры возложены задачи по фиксированию практически всего дорожного движения. В результате записанным на блок памяти оказывается все, что можно сделать дистанционно. Состояние алкогольного опьянения, устройство, конечно, не определит, а вот пересечение в неположенных местах разметки — запросто.
Нередко камеры отмечают те нарушения, которых на самом деле не было:
Настоящим камнем преткновения стала с введением камер так называемая стоп-линия перед пешеходным переходом. Аппарат не различает, пересекло авто запретку либо же лишь закрыло полосу бампером. Картинка в обоих случаях будет одной и той же. Ситуация еще более усложняется, если фиксация такого якобы нарушения была осуществлена под неудачным углом или сзади. Тогда получение квитанции со штрафом становится неизбежным.
Не менее опасны для автолюбителей, хотя и более редки, ситуации с неправильной настройкой камеры либо аппаратным сбоем. В таких случаях устройство может начать фиксировать совсем не то, для чего было поставлено, и выдавать сомнительные результаты. Например, камера была настроена на ту же стоп-линию, а после сбоя начинает регистрировать пересечение двойной сплошной, что грозит нарушителю автоматическим лишением прав.
Есть проблемы и с несоответствием состояния разметки программе камеры. Линии от времени могут стать незаметными (иногда их стирают специально). Сотрудника ДПС можно убедить, что полосы здесь нет. А вот камера зарегистрирует пересечение даже несуществующей линии.
Большую часть таких «нарушений» можно попытаться оспорить. Но, если речь не идет о лишении прав, автовладельцы, как правило, этого не делают. Они предпочитают оплатить штраф в льготный период, пока действует скидка в 50%.
На дороге случается немало ситуаций, когда водителю приходится нарушать правила вынужденно. Камера регистрирует нарушение, а не оценивает меру необходимости или даже неизбежности того или иного маневра.
Опротестовать реально и штрафы, выписанные в этом случае, но успешно это можно сделать лишь тогда, когда устройство записало и то, что предшествовало событию.
Чаще всего спорными являются такие моменты:
Водитель обычного авто уступает путь спецмашине. Это может быть автомобиль МЧС, скорой помощи и даже полиции. Не уступить нельзя — за это грозит штраф. Но маневр уклонения может привести к пересечению запретки, что тоже грозит санкциями. В этом случае у владельца авто нет безопасного выхода. Эксперты считают, что дорогу нужно освободить, а далее рассчитывать на понимание или снисходительность соответствующих служб.
Водитель вынужден по узкой дороге объезжать припаркованные автомобили, а сделать это можно, только пересекая сплошную. Выход на «встречку» является серьезным нарушением. Не оплачивать квитанцию можно, но доказать необходимость маневра будет непросто.
Вынужденный объезд места ремонтных работ. Здесь все четко, если работы проводятся официально. Тогда их должны регистрировать в инстанциях. При необходимости, чтобы избежать наказания, достаточно будет представить подтверждающий документ (для этого, правда, нужно будет делать запрос).
Есть и более тонкие спорные ситуации, разбираться в которых нужно отдельно. Будущее — за так называемыми умными камерами. Возможно, после их внедрения проблем станет меньше.