Рубрика Авто и закон

Зажить по новым правилам: запрет на “кенгурятники”, ксенон и американские машины

Сегодня в “Российской Газете” был опубликован один из самых важных автомобильных документов, регламентирующих эксплуатацию транспортных средств в России — технический регламент. Первое, что надо сказать — праворульные автомобили не запретили, зато потеснили любителей внедорожников и “ксенона”.

Свою известность автомобильный регламент приобрел не из-за бюрократических изменений, а из-за возможного запрета праворульных автомобилей, которые не соответствовали нескольким пунктам закона. После жарких дискуссий в течение года Минпромторг подготовил поправки к документу. Регламент лишился самых острых моментов, хотя кое-какие сюрпризы в нем все же остались. 

“Кенгурятники”

Любителям внедорожников и кроссоверов придется распрощаться с “кенгурятниками” и всевозможными защитами фар и капотов. В пункте 6 раздела “Общие положения” указывается прямой запрет на использование любых защитных устройств из металла или аналогичных материалов, вес которых превышает 0.5 кг. Исключения составляют лишь заводские системы защиты передней части автомобиля. 

Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (выдержка)

I. Общие положения

6. Запрещается установка на транспортные средства категорий M1 и N1 конструкций, выступающих вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками. Данное требование не распространяется на металлические решетки массой менее 0,5 кг, предназначенные для защиты только фар, а также государственный регистрационный знак и элементы его крепления.

Американские машины

Еще одним весьма спорным моментом является пункт об обязательном переводе интерфейса автомобиля на русский язык. Подавляющее большинство новых автомобилей, поставляемых в Россию, уже соответствуют этому требованию. Что нельзя сказать по поводу “серых” автомобилей с других рынков (преимущественно из США). Впрочем, техрегламент оставляет небольшую лазейку дилерам таких машин. Фраза “при условии соответствующего перевода и (или) разъяснения в инструкции по эксплуатации транспортного средства указанное требование не применяется” может поспособствовать началу выпуска необходимых брошюр для любых американских автомобилей, где будет объясняться, что значит тот или иной значок на панели. 

По словам генерального директора автосалона “Consul Auto”, который как раз занимается поставкой “серых” авто из США, Николая Самохина, регламент не остановит поток автомобилей из Америки в Россию. “Придумаем что-нибудь, у нас есть фирмы, которые переделывают ПО, заливают новые программы и навигацию. Не думаю, что будут какие-то проблемы. Тем более, техрегламент выпустили, а кто его будет контролировать, еще не ясно”, — прокомментировал он.

Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (выдержка)

I. Общие положения

9. Функционирование интерфейса (совокупность элементов, обеспечивающих возможность взаимодействия пользователя с электронными системами, включая получение пользователем зрительной и голосовой информации и введение им команд управления), а также нанесение информационных и предупреждающих надписей на транспортное средство, оценка соответствия которого проводится в форме одобрения типа, осуществляются на русском языке.

Указанное требование применяется в отношении:

  • выводимых на информационных экранах (дисплеях) предупреждающих сообщений о неисправностях систем транспортного средства, опасности для жизни и здоровья людей, а также активации отдельных систем безопасности автомобиля;
  • надписей на табличках и наклейках на транспортном средстве, информирующих о порядке безопасного использования транспортного средства и его систем.

При условии соответствующего перевода и (или) разъяснения в инструкции по эксплуатации транспортного средства указанное требование не применяется в отношении:

  • сообщений информационных экранов (дисплеев) аудио-, видео-, игровых и других мультимедийных систем;
    аббревиатур;
  • надписей, нанесенных на органы управления;
  • единиц измерения;
  • названий фирм, фирменных наименований транспортных средств, применяемых на них систем и компонентов транспортных средств;
  • маркировок официальных утверждений типа, предусмотренных обязательными требованиями Правил ЕЭК ООН и Глобальных технических правил;
  • сообщений и надписей, специально предназначенных для работников сервисных станций.

Ксенон без омывателя

В эпопее с запретом ксенона техрегламент тоже ставит жирную точку. В первоначальном варианте предполагалось, что на фарах обязательно должна быть маркировка “фары ближнего и дальнего света и противотуманные, источник света которых представляет собой газоразрядную лампу, должны иметь маркировку знаками «Е» или «е»” (выдержка из первоначального документа), омыватель и автоматический корректор. Однако в последней редакции фраза про маркировку исчезла. Таким образом, установка газоразрядных ламп в галогеновые фары остается вполне законной (использование неправильного типа лампы карается штрафом в 100 рублей, а не лишением прав, как пыталась доказать Госавтоинспекция летом). Единственное требование — наличие омывателя и автокорректора. 

Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (выдержка)

Приложение

раздел «Требования к устройствам освещения и световой сигнализации»

1.3.14.6. Фары ближнего света, источник света которых представляет собой газоразрядную лампу, должны быть оснащены устройством фароочистки и работоспособным автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона.

1.3.14.7. Использование газоразрядных источников света (категории D) на транспортных средствах, не оснащенных автоматическими корректорами фар, не допускается. Автоматические корректоры фар на транспортных средствах, оснащенных фарами с газоразрядными источниками света, должны быть работоспособны.

Исчезнут ли с российских улиц внедорожники с кенгурятниками и машинами с колхозным ксеноном, сказать сложно. Дело в том, что каждый автомобиль сверяется с техническим регламентом только при “одобрении типа транспортного средства” (т.е. сертификации автомобиля при импорте его в Россию или получении ПТС) и “проверке технического состояния транспортного средства”. А значит большая часть нарушителей, которые уже ездят по российским дорогам и проходят ТО по “серой” схеме — так и будут продолжать бороздить просторы отечественных дорог.

Поделитесь с друзьями
Автор
Ирина