Рубрика Авто и закон

Против чего протестуют автомобилисты?

Сегодня, 24 октября, по всей России проходила Всероссийская акции протеста автомобилистов. Неравнодушные к своему будущему автовладельцы вышли на улицы крупнейших российских городов, чтобы законными методами выразить недовольство действиями властей. В Петербурге организатором митинга стало товарищество Инициативных Граждан России (ТИГР). Какие именно лозунги звучали от протестующих – мы разбирались на месте.

Повышение таможенных пошлин на подержанные иномарки

Это первая и, по сути, главная претензия автомобилистов, которая и родила в декабре-январе протестное движение автомобилистов, прокатившееся сначала по Дальнему Востоку, а затем перекинувшееся и на европейские регионы. Несмотря на многочисленные протесты, которые упорно замалчивались центральными СМИ, постановление правительства «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств» вступило в силу в январе текущего года. В результате пошлины на импортные автомобили выросли до уровня 30-35% таможенной стоимости подержанного автомобиля с пропорциональным увеличением ставки в зависимости от объема двигателя.

Сегодня легковые авто возрастом менее трех лет с января месяца облагаются пошлиной в размере 30% (или от 1,2 до 2,8 евро за 1 куб. см.), трех-пятилетние — 35% (или от 1,2 до 2,8 евро за 1 куб. см.), а старше 5 лет — от 2,5 до 5,8 евро за 1 куб. см. (без фиксированной процентной ставки), в зависимости от объема двигателя.
Изначально эти меры «по поддержанию российского автопрома» предполагались как временные, однако правительственная комиссия предложила продлить программу еще на девять месяцев — до 1 июня 2010 года. Ведь с точки зрения правительства, мера сработала. Только по итогам первых четырех месяцев импорт подержанных иномарок сократился в 24 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Если же обратиться к другой статистике, станет ясно: ВАЗы и другие «нашемарки» продаваться так и не начали, несмотря на эти меры и даже программу государственного льготного кредитования. Зато увеличенные таможенные пошлины позволили перекрыть кислород предпринимателям, чей бизнес был связан с ввозом б/у автомобилей, преимущественно из Японии. Так, по данным «Автостата», Приморский край, в 2008 году занимавший 5 место по объемам оборота на вторичном рынке автомобилей, в 2009 году откатился на 25 строчку, а его емкость снизилась аж в 3 раза. Источника дохода лишились тысячи людей, а десятки и сотни тысяч так и не обрели новый автомобиль.

Но этого показалось мало.

Новый технический регламент

Новый технический регламент, который вступит в силу 1 января 2010 года, четко прописывает новые требования к идентификационному номеру автомобиля — VIN. Отныне он должен быть исключительно 17-значным и иметь определенную буквенно-числовую структуру. Это значит, что некоторые автомобили, выпускавшиеся исключительно для внутреннего рынка, в России станут персонами нон-грата. В первую очередь это относится к японским авто с 11-значным VINом. Фактически речь идет о запрете «праворулек».

Можно сколько угодно дискутировать на тему аварийноопасности этих авто – прийти к единому мнению все равно не удастся. Этот спор так же вечен, как и полемика вокруг шипов и липучки. Но если шипы хотят запретить исключительно в летнее время, то праворульки – навсегда.

Что делать их владельцам?

Повышение транспортного налога

Законопроект о внесении поправок в Налоговый Кодекс, одобренный правительством 23 сентября, тоже вызвал ропот в рядах автовладельцев. Согласно этим поправкам, с 1 января 2010 года:

  • налог будет дифференцироваться ставки в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса.

В настоящее время действуют ставки транспортного налога, введенные в 2003 году. Но во всех регионах они уже предельно завышены. Скажем, официальная ставка по РФ для машин с двигателем не более 100 лошадиных сил — 5 рублей, а свыше 250 – 30 рублей за л.с. В то же время в Москве реальные ставки составляют 7 и 100 рублей, а в Петербурге и того больше — 105, и 150 рублей. Иными словами, для мощных автомобилей в Северной столице уже действует максимально возможная ставка.

Казалось бы, заработал на мощный автомобиль – плати налог? Но на практике повышение ставок, если учесть введение экологического класса, ударит по кошелькам самых малообеспеченных слоев автомобилистов. Так, если обратиться к цифрам, то, согласно данным «Автостата», примерно половина (49,6%) иномарок, перепродающихся на вторичном рынке России, находятся в возрасте от 2 до 7 лет. В то же время каждая 5 машина в России – старше 20 лет.

Вот и думайте, кому придется затянуть пояс потуже.

Подорожание бензина, вопреки обещанному снижению цен

С тех пор, как в начале года мы стали свидетелями удивительного явления – снижения цен на бензин (связанного с мировым падением цен не нефть), ситуация успела перемениться на противоположную. Уже с апреля цены вновь пошли вверх — в течение мая-июня мы наблюдали быстрый рост цен. В последующие месяцы темп немного спал, однако кривая по-прежнему идет вверх, вопреки громким заявлениям «экспертов».

Нынешняя Россия – сырьевая держава, основной источник дохода государства – экспорт энергоресурсов. Казалось бы, раз так, то в России стоимость топлива должна компенсировать невысокий уровень жизни. Но нет, крупнейшие российские нефтеперерабатывающие заводы завышают цены при фактическом бездействии ФАС. По мнению членов Нефтяного клуба, причина роста цен – механизм ценообразования, которое сегодня спрятано внутри вертикально интегрированных компаний. На выходе мы получаем бензин по высокой оптовой цене, хотя по оценкам специалистов эта цена ощутимо завышена.В то же время вся система контроля (в лице ФАС и проч. госорганов) насквозь коррумпирована. А на заправках по-прежнему обманывают. Недолив и низкое качество бензина – в порядке вещей.

Кроме того, само государство буквально задушило нефтяников налогами – сегодня 70% стоимости бензина – это разного рода пошлины и акцизы. Иными словами, транспортный налог уже включен в цену топлива!

Отвратительное качество дорог

За последние 10 лет в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях погибло свыше 300 тысяч человек, более 2 миллионов получили увечья. В одном только Петербурге за прошедшие 7 месяцев произошло 6 000 ДТП, в которых пострадали или погибли люди. 5 000 из них случились по вине водителей. По сути, количество ежегодно пострадавших на дорогах России соизмеримо с населением крупного областного центра. Еще совсем свежи в памяти страшные аварии с человеческими жертвами, происшедшие в Ростовской области, Краснодарском крае и Республике Дагестан.

С 2006 года в России существует целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Была создана законодательная база для появления автоматических радаров на дорогах, создано несколько роликов, пропагандирующих соблюдение ПДД, ужесточены наказания за нарушения ПДД. Однако 3 года работы позади – и никаких серьезных успехов. Причем наибольших претензий заслуживает Росавтодор!

Масла в огонь подлило м недавнее заявление замминистра экономического развития о том, что большинство наших дорог в скором времени станут платными, «как в большинстве европейских стран». Такого рода слова вызывают справедливый гнев автовладельцев – прежде чем вводить платные магистрали, неплохо бы сделать федеральные трасы хотя бы просто пригодными для проезда!

Неработающая система правосудия

В интернете существует масса инструкций и FAQ’ов о том, что следует и не следует делать если вы, не дай Боже, повстречались на дороге с недобросовестным ИДПС. Подчеркиваем – с недобросовестным, потому как, если сам виноват – сам и отвечай. Только вот российская Фемида как будто и не знает других случаев.

Вместе с тем в Конституции есть статья 49, в которой имеются три пункта:

  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Тем не менее, при рассмотрении административных дел происходят систематические нарушения прав водителей, а функции обвинения де-факто возлагаются на судью. Это приводит к тому, что слова сотрудников милиции возводятся в ранг бесспорной истины.

Причина такого неравноправия не только в необъективности служителей Фемиды, но и в прорехах законодательства. В судебных процессах об административных правонарушениях нет гособвинителя. А ведь это то самое должностное лицо, которое уполномочено законом поддерживать и доказывать предъявленное нарушителю обвинение.

Вот и получается, что суд не судит, а обвиняет. А оттого милиционер всегда прав с известной всем нам малоубедительной формулировкой «Нет причин не доверять».

Властный беспредел на дорогах

В то же время чиновники не гнушаются настоящим произволом на дорогах. В последнее время участилось число аварий, в которые попадают особо важные чиновники и просто пьяные сотрудники милиции. Но если последние еще иногда все же несут ответственность, то высокопоставленные чиновники обладают настоящим иммунитетом. Да, часть из громких дел предается огласке, но если в деле замешан «большой человек», российская Фемида обязательно встанет на его сторону, и он не понесет ответственности. Более того, вину возложат на тех, кто был объективно невиновен. Примеры можно приводить бесконечно, но все они говорят об одном — о тотальной коррумпированности судебной системы, которая идет на поводу у сильных мира сего, оправдывая любые преступления на дороге.

«Право на беспредел» даже зафиксировано в новом административном регламенте МВД, который вступил в силу 1 сентября 2009 года. В этом документе четко прописано, что инспектора ГИБДД не имеют законного права привлекать к административной ответственности за нарушение ПДД сотрудников прокуратуры, судей, депутатов и других лиц с особым статусом. Как и прежде, теперь сотрудник ДПС может только остановить машину. Для проведения процессуальных действий и установления вины потенциального нарушителя на место должны быть вызваны сотрудники прокуратуры.

Конечно, в разных регионах прозвучали и свои, местные протесты: против снова гаражей, против жульничества страховщиков и попустительстве местных властей. Поможет нынешний решить все эти проблемы? Хочется сказать «да» — ведь только так, собираясь вместе и открыто высказывая свои претензии, можно хоть как-то повлиять на государственных мужей. Которые, к сожалению, на протяжении всего года только и делают, что закручивают гайки.

Комментарии

  • Видеорепортаж с места событий coming soon

Поделитесь с друзьями
Автор
Марина А.