С 1 марта 2009 года вступят в силу измнения закона об ОСАГО, согласно которым вводятся процедуры прямого возмещения убытков и «Европротокол» в оформлении ДТП. В связи с этим на рынке ОСАГО грядут весьма значимые изменения — как в самом бизнесе страховщиков, так и во взаимоотношениях с клиентами-автомобилистами.
Напомним, процедура прямого возмещения убытков подразумевает, что участник ДТП обращается за возмещением убытков не в компанию виновника, а в собственную, где покупался полис ОСАГО. В то же время «Европротокол» позволяет урегулировать ДТП без вызова ГИБДД и аварийных комиссаров в том случае, если сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей.
С одной стороны, данные изменения позитивны для потребителя, поскольку во всех развитых странах эти условия позволяют клиенту упростить процедуру возмещения убытков при авариях, но с другой таит в себе массу подводных камней. Все плюсы и минусы, а также перспективы введения новых изменений в ОСАГО эксперты страхового бизнеса и общественных организаций обсудили 13 февраля 2009 года в рамках пресс-конференции «Изменения в ОСАГО с 1 марта 2009 года. Проблемы и их решение», организатором которой выступило агентство по связям со СМИ и PR в области страхования Shadursky Promotion.
В каких случаях действует «Европротокол»?
«Европротокол» действует только при трех условиях: сумма предполагаемого ущерба не должна превышать 25 тыс. рублей, в ДТП не должно быть пострадавших, а число его участников не должно превышать два автомобиля. Кроме того автомобилисты должны прийти к единому мнению относительно обстоятельств ДТП.
Президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский напоминает: «Обращаю ваше внимание на то, что Европротокол не является обязательным способом урегулирования происшествия. Вы по-прежнему можете вызывать сотрудника ГИБДД для составления извещения. Просто законодатель попытался немного упростить существующую процедуру урегулирования и в некоторых некритичных ситуациях сэкономить силы и время автомобилистов. При этом если Вы не уверены, что сумма ущерба не превысит 25 тыс. рублей или опасаетесь чего-то, то ничего не мешает Вам вызвать ГИБДД, как это происходит в настоящее время».
Лимит «Европротокола» в 25 тысяч рублей был выведен после проведения Российским союзом автостраховщиков анализа всех выплат по ДТП в ОСАГО. Выяснилось, что средняя сумма возмещаемого ущерба составляет 15 тыс. рублей, что предполагает некий «коридор» в 10 тысяч.
Таким образом, «Европротокол» — это не более чем опция к действующему страховому законодательству. Но всегда ли эта опция полезна?
Плюсы «Европротокола»
Плюсы очевидны: экономия времени, мобильность, несравненно большее удобство для виновного, которому теперь нельзя будет в подобных случаях инкриминировать скрытие с места ДТП. Механизм прост: 25 тысяч платит ваша страховая, остальное Вы можете доплатить сами. А значит, не придется простаивать по несколько часов, дожидаясь ГИБДД. Если за это время Вы сможете заработать больше – зачем стоять? просто оставьте свои координаты другому участнику ДТП.
Однако владельцам же полисов КАСКО страховщики рекомендуют не забывать о том, что при наличии такого полиса добровольного страхования вызов ГАИ на место происшествия и получение справок из компетентных органов является обязательным! «Наличие полиса ОСАГО» даже при ущербе до 25 тыс. рублей не освобождает водителя от выполнения требований договора по КАСКО, — предупреждает руководитель комиссии по страхования общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в Санкт-Петербурге Егор Шадурский – При отсутствии справок страховая компания вправе отказать клиенту в выплатах».
Положительным итогом введения «Европротокола» станет и уменьшение так называемых «подстав» на дорогах. «Европротокол» здесь может стать своего рода барьером для изымания наличных средств от пострадавшего, так как у последнего теперь будет право в требовании оформления извещения о ДТП. Мошенники же в таких случаях всегда надеются на получение денег непосредственно на месте ДТП.
Минусы «Европротокола»
Тем не менее, за, казалось бы, благим начинаем кроется немало подводных камней. Именно поэтому эксперты единодушны во мнении: первое время лучше «Европротокл» не использовать, предоставив обкатку нового экспериментаторам, у которых в запасе немало времени и нервов.
Дело в том, что страховые компании ожидают с 1 марта небывалый рост страхового мошенничества. А значит, будут массово отказывать в выплатах, и для того, чтобы доказать, что ДТП действительно было, понадобится немало сил. Так, по словам руководителя Комитета по защите прав автомобилистов Александра Холодова, страховая компания может попросить к осмотру второй автомобиль, который к тому моменту может быть уже отремонтирован. Непременно понадобится и второй участник ДТП, и не факт, что его удастся разыскать. Но главное – даже если дело дойдет до суда, доказать, каким образом, когда и как именно произошла авария, имея при себя лишь один бланк-извещение, который составили сами участники, будет очень сложно. В реальности человеку будет проще выложить 25 тысяч из своего кармана, чем пройти многочисленные инстанции и суды, доказывая свое право получить законную компенсацию.
Есть и другие проблемы. Так, не всегда бывает просто оценить сумму ущерба «на глаз» — стоимость ремонта скрытых повреждений может в два, и то и в три раза превышать названную сумму. Разницу придется доплачивать из своего кармана.
Прямое возмещение убытков обанкротит многих страховщиков?
Что касается прямого возмещения убытков, то и здесь могут возникнуть проблемы не только у потребителей, но и у страховщиков. Александр Холодов уверен, что последует череда отзывов лицензий и банкротств страховых компаний. Ведь страховая компания потерпевшего, выплатив ему соответствующий ущерб, будет обращаться за возмещением к компании виновника, которая может оказаться недобросовестной или посчитать, что сумма убытка не соответствует действительности. В таких случаях «порядочные» страховщики будут использовать рычаги давления для того, чтобы «плохие» компании как можно скорее ушли с рынка.
Еще один вопрос касается по-прежнему отсутствующей единой методики оценки ущерба, которая приведет к непониманию и «войнам» между самими страховщиками. Так, одна компания оценит повреждения по одной методике, другая будет не согласна и проведет свой осмотр по другой. В результате суммы могут серьезно разнится.
В любом случае, выбирать страховую компанию необходимо, как и раньше, тщательно и отвественно.
Новые коэффициенты повлияют на стоимость полисов ОСАГО
Еще одна поправка, вступающая в силу 1 марта, касается изменений коэффициентов с 1 по ОСАГО — территориальных по некоторым регионам страны, а также по возрасту-стажу. Первые, по словам экспертов, коснуться лишь тех регионов, где убыточность по ОСАГО зашкаливает за 100%. Это прежде всего Архангельская, Челябинская области, а также Зауралье, где изначально эти коэффициенты были выставлены неправильно. А вот для неопытных и молодых водителей в возрасте до 22 лет и со стажем менее трех лет стоимость ОСАГО значительно возрастет. Однако конкретных цифр специалисты, увы, не озвучили.