Назад в прошлое

Почему пропали «юты». История легковых автомобилей с практичным кузовом

Сленговое название происходит от английского слова utility (утилитарный). Так обозначали легковой автомобиль, переоборудованный в легковой пикап. Изучим историю появления «ютов» и причины исчезновения из ассортимента дилеров машин с оригинальным кузовом.   

Первые «юты»

Открытый грузовой отсек устанавливали на легковушки с 1903 года. Первым «ютом» эксперты называют Oldsmobile. Массовое производство сопряжено с появлением на рынке легендарного Форда – Model T. Жестянку Лиззи выпускали в единственном радикальном черном цвете, но с разными кузовами.

Ford Model T Pickup в нестандартном цветовом оформлении

Первый советский «ют» ГАЗ-4 выпускали с 1933 по 1937 год. Отечественная разработка создана на базе Ford Model A. Пикап перевозил груз до 500 кг или 6 человек в кузове.

ГАЗ-4

История утилитарных автомобилей

Наиболее популярными «юты» стали в Австралии. По местной легенде жена фермера обратилась в региональное подразделение Ford с просьбой о покупке универсального автомобиля, способного выполнять 2 полезные функции: поездку семьи в церковь и перевозку свиней на рынок. Это задание реализовано инженером компании на базе серийного купе. Успешные продажи серийной модели Ford Coupe Utility подтвердили правильность учета мнения потенциальных клиентов при утверждении производственной программы.

Первый классический австралийский «ют» – Ford Coupe Utility 1934 г. выпуска

Трансформер Terraplane Utility Coupe (1937) – «ют», маскирующийся под обычное купе

В 1951 году местным клиентам предложили первый пикап австралийской марки Holden. Эта модель отличалась изысканным дизайном, который подчеркивал отсутствие родственный связей с типичным грузовиком.

Holden 50-2106

В конце 50-х, когда стоимость бензина была минимальной, появились модели со спортивным характером. Популярный Ford Ranchero выпустили тиражом более 0,5 млн экземпляров. Самые динамичные машины оснащали V-образными «восьмерками» мощностью до 425 л. с., что переводило автомобиль в категорию Muscle car и обеспечивало разгон до «сотни» менее чем за 6 секунд. В конце 70-х топливный кризис радикальным образом снизил спрос на подобную технику. Через несколько лет Ford перешел на выпуск для рынка США более дешевых пикапов на рамном шасси с экономичными силовыми агрегатами. 

Ford Ranchero Cobra Jet (1969)

В Австралии не замечали проблем с ценами на топливо и не желали следовать курсом ужесточения экологических норм. «Юты» стали местной достопримечательностью. Владельцы улучшали внешний вид и силовые параметры машин, проводили тематические фестивали и спортивные соревнования.

V8 Ute Racing Series – серия соревнований на пикапах, подготовленных для гонок

В 2006 году австралийский пилот разогнал HSV Maloo R8 до 271,44 км/ч на испытательном полигоне. Это достижение зарегистрировано в книге рекордов Гиннеса, как рекорд для пикапов.

Завершение истории классических «ютов»

Рекордный результат был улучшен в 2017 году на HSV GTSR Maloo. Этот автомобиль можно назвать лучшим и последним классическим «ютом». Выдающиеся параметры суперкара подтверждают следующие данные:

  • Мощность мотора V8, 6.2 – 591 л. с.;
  • Крутящий момент – 815 Н*м;
  • Максимальная скорость – 325 км/ч;
  • Время разгона до «сотни» – 4,1 секунды.
HSV GTSR Maloo

Финал истории «ютов» с базой легкового автомобиля обусловлен экономической целесообразностью. Соответствующую рыночную нишу постепенно заняли типовые пикапы.

В текущее непростое для любых СМИ время единственное, что нас поддерживает ваша обратная связь, подписка на канал и рекомендация друзьям. Спасибо вам!

Поделитесь с друзьями
Автор
Инна