В годы массового производства самые дешевые легковушки советского автопрома часто становились объектами насмешек. Издевались над внешним видом, шумным двигателем, слабыми динамическими характеристиками. Но многие владельцы вспоминают о своих первых автомобилях с теплотой. Вспомним особенности ЗАЗ-966 (968), которые сегодня выглядят забавными курьезами.
В действительности двигатель был. Однако неопытного человека в первые годы выпуска можно было удивить отсутствием силового агрегата на привычном месте – под капотом в передней части кузова. Заднемоторная компоновка для легковых автомобилей советского производства была уникальной. Однако в середине прошлого века ее применяли крупные зарубежные производители – Porsche, FIAT, VW.
Запорожец выглядит уникально. Оформление без радиаторной решетки напоминает внешний вид современного электромобиля. Воздухозаборники в задних крыльях получили оригинальное название – «уши».
Воздушное охлаждение позволило исключить компоненты жидкостного аналога и характерные проблемы с протечками. Дополнительный плюс – быстрый прогрев двигателя зимой. Однако поддержка оптимального температурного режима вызывала большие затруднения. Для исключения перегрева умельцы ставили расширители воздухозаборников, фиксировали крышку моторного отсека в приоткрытом положении. Проблему решали точной настройкой зажигания и карбюратора, регулярной очисткой ребер охлаждения.
Компактную легковушку оснастили автономным отопителем, который нагревал воздух горящим бензином. Эта схема отличается высокой эффективностью. Даже в сильный мороз создание комфортной температуры не являлось проблемой. В перечень минусов следует включить увеличенное потребление топлива и быстрое загрязнение рабочих проходов продуктами горения. Для удаления сажи в соответствии с официальной инструкцией надо было регулярно обстукивать прибор деревянным молотком (киянкой) с последующей продувкой сжатым воздухом.
Характерный недостаток Запорожца – хлипкий силовой каркас переднего сиденья. Для фиксации спинки в вертикальном положении до ремонта сзади ставили опору – запасное колесо или типовую канистру (20 л).
Мотор Запорожца не отличался надежностью. Этот недостаток частично компенсирован простотой конструкции, дешевыми запасными частями. Для ремонта собственными силами владелец мог демонтировать силовой агрегат вместе с коробкой, чтобы перенести в квартиру. Выполнение этой процедуры упрощал сравнительно небольшой вес комплекта агрегатов – приблизительно 100 кг.
Выдающиеся динамические характеристики Запорожец со слабосильным мотором не мог демонстрировать. Однако легкая недорогая машина отличалась хорошей проходимостью, минимальными эксплуатационными расходами. В следующем перечне приведены данные модернизированной модели в лучшем варианте исполнения (968М), которую выпускали с 1979 по 1994 год:
В текущее непростое для любых СМИ время единственное, что нас поддерживает ваша обратная связь, подписка на канал и рекомендация друзьям. Спасибо вам!