Современное общество часто предвзято к советскому автопрому. Одна половина автолюбителей традиционно критикует и обвиняет советских инженеров в копировании западных конструкций автомобилей. Другая половина любит и ценит данные автомобили со всеми недостатками, представляя в том числе как аргументы, прорывные проектные автомобили, которые в широкую серию не пошли.
Мы же выделим автомобили, которые по мнению редакции отвечают следующим критериям:
Легковые массовые автомобили;
Доступные широким массам в том числе на вторичном рынке (да, в СССР такой был);
Автомобиль, выдающийся не только для внутреннего социалистического потребления, но и достойный конкурировать в годы старта производства на мировом рынке;
Самобытность разработки автомобилей.
Первая в списке — Нива, которая начал выпускаться в 1977 году. В конце 70-х годов на рынке Европы, среди внедорожников постоянный полный привод вам мог предложить только Range Rover.
Кроме того, исключительная проходимость, салон легкого автомобиля, несущий кузов. Этот автомобиль совершил прорыв. Самый успешный экспортный автомобиль в СССР и современной России. Это чистая правда, первый российский автомобиль, который вы встретите в Германии или Австрии даже сейчас(!) скорее всего будет Лада Нива.
Машина начала производится в 1967 году. Просторный мягкий салон, хорошая плавность хода, довольно большой и грузоподъемный багажник. Задняя рессорная подвеска выдерживала иногда вес, превышающий паспортные данные в раз три. И толстенные металлические двери.
Безкапотный микроавтобус, с колесной формулой 4х4, высоким уровнем универсализации, способный работать в различных сферах жизни, от скорой помощи до маленького молоковоза. В 1970 году в мире было лишь две модели, отвечающие таким требованиям Mitsubishi Delica и УАЗ 452.
К слову УАЗ производиться с 1965 года и дошел в производстве без больших изменений до нашего времени. Впрочем, это уже совсем другая история…
К сожалению, «Победу» сегодня довольно редко можно увидеть на дорогах общего пользования в потоке. Автомобиль начал производиться в 1946 году, он ознаменовал переход на новый формат автомобильного дизайна – без выступающих порогов и крыльев. Первый отечественный автомобиль с несущим кузовом. Автомобиль ставшей частью истории не только автомобильной культуры, но и страны в целом.
В самом начале в критериях отмечалась самобытность. Именно потому тут нет 2101 и дальнейших моделей развития FIAT 124. Но итальянцы ушли, а ВАЗу нужно было идти дальше.
Дальнейшим развитием стал первый советский переднеприводный автомобиль, производство которого стартовало в 1984 году. Автомобиль стал базой для многих других моделей выпущенных позднее. При его разработке использовали аналитические отчеты британских компаний, а также консультации инженеров из Порше. Малиновая мечта советских и российских мальчишек.
Подытожив, стоит сказать, что советского автопрома не существует уже как 30 лет. Но многие произведенные модели еще в то время, ездят до сих пор. Однако, это все равно остается нашей историей. Историю, которую нам остается лишь помнить и принимать. А нашим автопроизводителям, наоборот, почаще смотреть в будущее.