Уже осень, а значит, совсем скоро конец года – традиционное время для подведения итогов и для распродаж. Однако кризис смешал все карты. Менять автомобиль сейчас или лучше подождать до весны? Что будет с ценами на новые иномарки? Участники круглого стола «Автокредит уже не роскошь?», прошедшего в Санкт-Петербурге, в стенах Агентства Журналистских Расследований 8 сентября, искали свои ответы…
К сожалению, машины 2009 года, особенно японского производства, значительно подорожали. Поэтому в дальнейшем дилеры перейдут на более эффективную схемы работы с клиентом «под заказ» и основную маржу будут получать с высокой наценки, а не с объемов продаж. Кроме того, не стоит забывать, что сервисное обслуживание иномарок – даже более серьезный источник дохода, нежели сама реализация. Условно говоря, продать можно лишь один раз, а крутить гайки – до бесконечности. Обвала цен можно было ожидать только в одном случае – если бы началось массовое банкротство дилеров, и банки, будучи основными кредиторами дилеров, получили бы автомобили и выставили их на реализацию. Однако этого не произошло и, скорее всего, и не произойдет.
К настоящему времени в Петербурге обанкротились только две крупные дилерские сети — «Инком Авто» и «Элекс-Полюс», однако они занимались реализацией «лоу-кост» иномарок – корейских и китайских производителей, которые оказались самым слабым звеном в рыночной цепочке. Пожалуй, единственное исключение – это случай «Фаст Мотор», о котором мы уже рассказывали.
Хотя продажи иномарок упали в этом году по отношению к прошлому на 50-60%, большинство автосалонов работает в обычном режиме. Тяжелее всего приходится монобрендовым дилерам, чей бизнес не был подкреплен никакими сторонними источниками дохода,– они балансируют на грани выживания. Однако их не так много. Большинство же дилеров может отказаться от продаж менее востребованных марок, как это уже сделала компания «Рольф», отказавшаяся от дилерства Peugeot. Согласно инсайдерской информации, очень скоро от дилерства Volvo откажется и «Автобиография». Однако ни та, ни другая компания не собирается банкротиться – происходит обычная перестройка бизнеса, приспособление к новым условиям.
Как ни странно, несмотря на кризис, массового невозврата кредитов физическими лицами удалось избежать – такие случаи исчисляются единицами. И банки готовы идти навстречу клиентам – давать ему отсрочки, реструктуризировать долги и т. д. Одним словом – тянуть до последнего, пока с заемщика можно будет взять хоть символические деньги. Причем делается это отнюдь не из благородных соображений («Мы не кидаем своих клиентов», — заверяют представители Сбербанка), но и потому еще, что элементарно не заинтересованы в массовых отказах. Так, даже такая неповоротливая структура, как Сбербанк, готова сдвинуть график оплаты по кредиту на год — с тем лишь условием, что вы ежемесячно будете гасить процент по кредиту.
Во-первых, спрос сместился с первичного рынка на секонд-хенд, и в нем наблюдается подорожание. Что, кстати говоря, на руку автобизнесу – после того, как средняя стоимость в сегменте б/у полезла вверх, высокие цены на новые автомобили выглядят уже не столь удручающе. Привыкаем понемногу…
Во-вторых, россияне все чаще смотрят в сторону более дешевых автомобилей. Кредит сегодня проще всего получить именно на модель стоимостью до 500 тыс. рублей.
В-третьих, несмотря на то что российский авторынок достиг дна, после почти годовой паузы в сегменте автокредитования заметно оживление. Появляются новые игроки и предложения, усиливается конкуренция. И хотя ставки несопоставимы с докризисными (сегодня средняя ставка по экспресс-кредитам – от 20%, Сбербанк с более консервативной процедурой получения кредита – от 15%), эти цифры гораздо адекватнее тех, что были на слуху каких-то полгода назад.
Некоторые представители автобизнеса даже смотрят в будущее с осторожным оптимизмом. Однако предсказывать ситуацию не берется никто. Слишком многое сегодня завязано на мировой экономической конъюнктуре – от цен на нефть и курса доллара.
В то же время в Германии, где по итогам этого года продажи автомобилей должны достигнуть рекордного числа в 3,6 млн. машин, в следующем году ожидается стагнация. Это связано и с удорожанием производства, и с тем, что прекратила действия государственная программа компенсаций за покупку нового автомобиля при сдаче в утиль старого.
С аналогичными проблемами столкнутся и другие страны – США, Франция… А вот у российского рынка потенциал, напротив, имеется. В то время как в Штатах автомобилем владеет каждые 8 из 10 граждан, в России — только 2 из 10. 63% российских семей по-прежнему не имеют личного транспорта, а 57% российского автопарка – старше 10 лет. В общей сложности, по данным «Автостата», на учете в России сегодня стоит 34,4 миллиона автомобилей, тогда как в Германии он приближается к отметке в 45 млн, а в США давно перевалил за 200 млн…
Так что, если повезет, спрос еще будет. И автопроизводители не забывают об этом.
Комментарии
Интересно! Вообщем я приблизительно так себе все и представлял.
Мне все равно кажется, что время "дворцов-автосалонов" прошло. Сейчас работа автодилеров должна меняться в сторону более качественной работы с меньшим количеством клиентов, более тщательному ведению клиента на всех этапах покупки и обслуживания. Мне кажется, что мы будем свидетелями еще не одного отказа дилеров от работы с тем или иным брендом.