Самый страшный кошмар любого автовладельца — капитальный ремонт двигателя или его замена. Сохранить ровное биение сердца вашего «железного коня» поможет своевременное техническое обслуживание: замена свеч зажигания и моторного масла.
Как основной узел автомобиля, двигатель требует особого отношения и ухода. Ведь капитальный ремонт или замена мотора повлечет серьезные финансовые вложения. Ресурс двигателя измеряется пробегом, который транспортное средство проходит до капиталки.
Свечи играют основную роль в запуске ДВС — воспламеняют воздушно-топливную смесь в цилиндре. В момент включения стартера между свечными электродами создается разряд электричества в десятки тысяч вольт, который дает искру, и происходит возгорание. Если не будет свечей, двигатель не заработает.
Свечи зажигания бывают разных видов в зависимости от материала, из которого изготовлен электрод. Время их работы колеблется от 30 тысяч км пробега у классических свечей до 110 тысяч у платиновых или иридиевых. Цифры условны, так как важно и качество бензина, и общее состояние мотора. Классика замены, прописанная у многих производителей, — менять свечи через одно плановое техобслуживание, т.е. каждые 25 — 50 тысяч км работы.
Замену свечей вполне возможно сделать собственными усилиями. Тем, кто не желает тратить время, поможет практически любой автосервис. Стоимость услуги в среднем составляет 600 — 1500 рублей.
Неисправность работы свечей зажигания можно определить по вполне заметным признакам:
Самое грустное последствие — детонация в камере сгорания. Она вызывает ударную волну разной интенсивности в зависимости от объема детонировавшей смеси. Водитель слышит металлический звон, усиливающийся при усилении детонации. Мощность мотора уменьшается, в выхлопных газах появляется густой черный дым. ДВС подвергается колоссальным термическим нагрузкам, вызывающим обгорание поршневых кромок, электродов свечей, прокладок головки блока цилиндров. Ударная волна разрушает защитную масляную пленку. Такие изменения вызывают ускоренный износ двигателя.
Если без свечей двигатель не начнет свою работу, то без масла он не сможет ее продолжить. А если сможет, то ненадолго. Все механизмы и узлы внутри мотора смазываются гидравлической жидкостью, которая защищает их от преждевременного износа и перегрева в результате трения между собой. А еще масляная защитная пленка уберегает детали ДВС от корродирующего воздействия веществ, образующихся во время работы мотора.
По мере работы двигателя моторное масло насыщается загрязнениями, побочными продуктами работы мотора, остатками «отработавших» присадок. В результате меняется вязкость и стабильность масляной пленки, и она перестает выполнять свои функции, что вызывает износ и сбои в работе двигателя. Для восстановления защитных и смазывающих свойств, моторное масло производители предписывают менять в среднем через каждые 10 —15 тысяч км.
Практика показывает, что такой пробег в суровых условиях российских дорог выдерживает только синтетика. Полусинтетику лучше менять уже через 7, а минеральное масло и вовсе через 5 — 6 тысяч. В турбированных моторах независимо от типа масла замену рекомендовано производить каждые 6 — 7 тысяч км пробега. Вместе с маслом обязательно нужно заменить масляный фильтр.
Важной деталью, за исправным состоянием которой стоит постоянно следить, является ремень ГРМ. Он синхронизирует работу коленчатого и распределительного валов в автомобиле. Хотя современные ремни изготовлены из полимерных материалов и стекловолокна, устойчивых к истиранию и скачкам температур, они все же уступают по прочности цепям ГРМ. В большинстве случаев ремень ГРМ исправно работает не менее 60 000 — 80 000 км пробега. На замену нужно потратить в автосервисе порядка 4 — 5 часов. Цена вопроса составляет 5 000 — 7 000 рублей.
Сценарий «долго и счастливо» для любого мотора вполне осуществим и предельно прост: следование техническому регламенту по обслуживанию, определенному в инструкции к автомобилю. Запомните или запишите дистанции пробега, через которые пора «освежить» фильтра, масла, свечи, произвести замену ГРМ и других механизмов на ТО.
Как бы ни банально это звучало, но именно в этом случае вы сможете продлить жизнь «сердцу» своего авто, будете получать удовольствие от езды на машине со «здоровым» мотором и сохраните деньги.