В прошедшее воскресенье мы с прискорбием отметили День памяти жертв ДТП. А уже в понедельник, выступая в программе «Познер», Чулпан Хаматова на вопрос, что она больше всего ценит в мужчинах, после довольно продолжительного раздумья ответила: «Бесстрашие». Времени на то, чтобы уточнить, что понимает под бесстрашием известная русская актриса, уже не оставалось. А жаль — для львиной доли наших соотечественников мужеского пола бесстрашие понимается как гашетка в пол до отказу и ускорение под разбубенный звон всех цилиндров… Увы – большинство жертв на наших дорогах можно было бы избежать.
На официальном сайте ГИБДД можно найти и статистику по России за 2008 году. Только согласно официальной информации, на дорогах нашей страны произошло 218322 аварии (на 6,6% меньше, чем в 2007 году), из которых 13 611 (-12,7%) ДТП произошло по вине пьяных водителей и 21 970 (-7,9%) — с участием детей. В одной Москве погибло почти 1 200 человек, из которых 612 – пешеходы.
Впрочем, посчитать точное число погибших в этих авариях трудно, ведь постановление правительства № 859, увеличивающее с семи до тридцати дней срок, в течение которого скончавшиеся в больницах официально считаются погибшими в аварии, выступило в силу лишь с января 2009 года. Иными словами, если пострадавший в ДТП умирал позже, чем через 7 суток после аварии, в официальную статистику ГИБДД он не попадал. Именно поэтому данные ГИБДД и Минздрава по погибшим в авариях расходятся на 20-30%. Само собой, статистика ГИБДД оптимистичнее, чем у медиков. Впрочем, бесстрашие российских мужчин приводит к тому, что 70% летальных исходов в ДТП происходит непосредственно на месте совершения аварии или в пути следования в больницу.
К слову сказать, в Европе уже на протяжении длительного срок к погибшим в автокатастрофах относят тех, кто скончался от ран в течение 30 суток. В США этот сроки того больше — целый год.
Есть и еще один важный момент, который касается нашей родины, связан с теми, кто хотя и пассивно, но тоже являются участниками дорожного движения — с пешеходами. Так, в столице, равно как и в других крупных городах, быть пешеходом значительно опаснее, чем где бы то ни было. Жертвами дорожных происшествий в Москве за 2007 г. стали 52,7% пешеходов, а в целом по России этот показатель равен 45%. В то же время в Великобритании, Японии, Германии число смертельных случаев среди пешеходов не превышает 14% от всех погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
В самом деле, какой русский не любит быстрой езды? Особенно когда под тобой породистый заморский конь, которого так и тянет пришпорить… Та же статистика говорит о том, что в плохую погоду количество аварий на дорогах Москвы резко падает, поскольку столица намертво встает в одну грандиозную пробку. Случайно ли это? В период первого нефтяного кризиса аварийность на европейских дорогах резко сократилась – люди стали ездить меньше, а главное — медленнее, экономя бензин. Так что прохватить с ветерком любят не только у нас – но лишь у нас от этого страдают так сильно. Ведь есть и другие, менее иррациональные причины.
Бездеятельность структуры, вверенной Виктору Кирьянову, — первая из них. Коррупция Госавтоиспекции приводят к правовому нигилизму на дорогах. В самом деле, зачем соблюдать правила, когда можно заплатить мзду и ехать дальше? Не секрет, что чаще всего инспектора ГИБДД стоят не там, где это действительно требуется, а в наиболее хлебных местах. Скажем, под противоречащим разметке знаком, в безлюдных местах, где можно «поймать на фен» и так далее. Чтобы обобрать нерасторопных автолюбителей, даже не приходится прибегать к каким-то хитростям – правовая безграмотность большей части граждан делает все за них. Большинству автомобилистов проще решить вопрос на месте, чем ездить по судам, доказывая свою невиновность в тщетном стремлении вернуть водительские права. Ничего удивительного – ведь российская Фемида приучила к волшебной формулировке «нет причин не доверять», с которой выносятся решения в отсутствие автомобилистов. И даже если вы докажете свою невиновность, придется потратить уйму времени…
Но там, где следить за движением действительно надо, где качество обстановки и разметки не обеспечивают безопасного движения, наших доблестных стражей порядка частенько нет. Их отсутствие и продажность позволяет самым одаренным персонажам откровенно наплевать на ПДД и элементарную этику. А вот камеры в России в полную силу так и не заработали. Да, есть отдельные участки, где осуществляется видеоконтроль. Но их, во-первых, ничтожно мало, а во-вторых, сразу после установленных посредине разделительной полосы камер на треногах обычно ждут все те же самые «идпсы» с предложением решить все на месте. Такую ситуацию мы наблюдаем на федеральной трассе между Петербургом и Москвой. В дорогах локального значения камеры вообще отсутствуют как явление. Более того, даже уже существующие камеры ориентированы лишь на фиксацию нарушений по одному единственному параметру – превышение скорости. Выезд на встречку пока никак не карается. Лишь сейчас Мособлдума выступила с инициативой ввести наконец-таки наказание — в виде штрафа в 5000 рублей.
Между тем те, кто путешествовал по Европе на автомобиле, могли наблюдать, что тамошние дорожные службы в разы малочисленнее и порядки эффективнее, а дорожные происшествия чрезвычайно редки. Сами же представители дорожной полиции, занятые профилактикой нарушений, появляются лишь в случае ДТП.
Другая причина ДТП – плохие дороги. Внимание этой проблеме уделяет Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», однако все свелось к заявлениям о том, что будут строиться платные автомагистрали, причем — безальтернативные. Означает ли это, что существующие ныне бесплатные дороги не будут ни модернизировать, ни худо-бедно латать – не уточняется.
Наконец, нельзя не вспомнить еще об одном источнике смертельной опасности – опасных автомобилях. Среди них есть и сильно изношенные «нашемарки», прошедшие техосмотр в обход реальной процедуры (опять же из-за коррумпированности ГИБДД), и привозные новые «китайцы», которые не были допущены ни в одну цивилизованную страну мира. И наконец, любимая нами всеми вазовская «классика», которой даже и не снились никакие EuroNCAPы.
В сегодняшней России основным стандартом безопасности остается Женевское соглашение 1958 года. Иначе говоря – закон полувековой давности, который не учитывает ни изменений средней скорости движения, ни возросшего в сотни раз автопарка страны. А главное – в этом стандарте нет даже ни намека на требования в области безопасности пешеходов. Только вдумайтесь: EuroNCAP в прошлом году пересмотрел в сторону ужесточения действующие нормы, принятые 12 лет назад. В Европе беспокоятся о пешеходах. Напомним: быть пешеходом страшнее всего в России. По крайней мере, статистически…
Иногда количество ДТП идет на убыль по независящим от нас причин и без наших усилий. Так, аварийность на первый взгляд парадоксально снижается благодаря тому, что в крупных городах растет автопарк. На самом деле, ничего удивительного – скорость движения падает, а качество автомобилей растет – большинство горожан обзаводятся безопасными иномарками.
Однако переломить ситуацию может только государство. Рецепт, казалось бы, прост: ужесточать наказания за нарушения ПДД, строить дороги, запрещать опасные машины… Однако, как известно, строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. А ведь каждому грамотному и взрослому человеку ясно, что закон уважают не там, где самые строгие наказания, а там, где они неотвратимы.
Видимость бурной и плодотворной деятельности государство создает усердно. В перечне мер – и вполне разумные, и очень даже экзотические. Так, власти планируют обязать каждого водителя оказывать помощь своим несчастным коллегам в случае ДТП, планируют включить в школьную и детсадовскую программу обязательное изучение ПДД, проводят разнообразные профилактические меры. Всплывают и откровенно экзотические решения вроде конфет, на которых напечатаны ПДД. А вот что действительно разумно, так это уделить внимание новым технологиям, в обязательном порядке оснастив все автомобили алкотестерами, которые не позволят запустить двигатель водителю, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения.
К работе подключаются и дорожные службы. Так, к концу 2009 года на самых опасных участках дорог Москвы, Подмосковья и других ряда других регионов планируется установить новые дорожные знаки, отличающиеся от ныне существующих наличием особой окантовки ярко-желтого цвета. Кроме того, в планы входит завышение сегментов проезжей части в зонах пешеходных переходов, установка их дополнительного искусственного освещения, информационных указателей, табло обратного отсчета времени и звуковых сигналов на всех светофорах для людей с плохим зрением, сферических зеркал на въездах и выездах из дворов и – о чудо! – «безопасных остановок» общественного транспорта.
На сайте ГИБДД есть следующая информация: «В 2008 году аварий с особо тяжкими последствиями стало меньше. После введения новых наказаний за нарушения ПДД, сократилось число дорожно-транспортных происшествий, совершённых пьяными водителями». Но почему же тогда новый Регламент МВД запрещает инспекторам ДПС задерживать сотрудником этого самого МВД и прокуратуры — ведь и они не всегда являются образчиком сознательности и трезвомыслия. Горькое подтверждение всему сказанному – произошедший недавно случай, обошедший весь интернет. Молодой водитель «шестерки» (!) погиб в ДТП, когда в него въехал пьяный (!!) сотрудник милиции (!!!). Дело так и не получило продолжения…
Не хотелось бы завершать материал на минорной ноте. Конечно, в одиночку ситуацию не исправить, однако личная отвественность каждого из нас не заканчивается на том, чтобы снять ногу с педали газа, потому что дома нас ждут близкие. Но дело не только в этом. Заботясь о других, чужих вам людях вы, как это ни странно, заботитесь о себе. Быть вежливым, корректным на дорогах — в ваших же интересах. Попробуйте -и вы убедитесь в этом сами. Мужчину действительно красит бесстрашие, но не безрассудство, с которым его часто путают.
Комментарии
Главное правило японской системы "поки-ёки" : Если хотите, чтобы правило не нарушалось, сделайте так, чтобы его было нельзя нарушить!
Есть переход, на котором водилы не хотят останавливаться и пропускать людей? поставьте поднимающиеся препятствия, как на жд переездах, и все будут стоять как зайки! Сигают граждане где попало? (раньше их за это, кстати, штрафовали) Заборчики из кустиков или железа сделают свое дело! Только надо не забыть переходов побольше и зебрами и см выше :)
Выезд на встречку - причина многих аварий? да! поставьте разделитель из металла - и никто его не пересечет, не потеряв на нем резину...
Мы все точно знаем, где у нас пробки и аварии бывают каждый день! все места давно известны. Там должны быть стационарные посты ГИБДД. И надо научить наконец, этих "погонщиков" регулировать движение так, как нарисовано в ПДД!
У нас плохие дороги, а это часть безопасности! Значит, за несоблюдение условий содержания дорог ГИБДД должна платить ИЗ СВОЕГО БЮДЖЕТА! точнее из карманов начальства! тогда быстро найдутся рычаги воздействия на дорожников.
Превышение скорости? Правила писались лет 50 назад, когда машины были гораздо хуже и примитивнее! С одной стороны, надо сделать знаки "прозрачнее" - внести в ПДД кроме самих знаков еще и правила их установки - где, как, когда и кем! А что касается скорости - запрет должен быть установлен там, где это реально необходимо (типа возле школ) и сопровождаться (опять поки-ёки!) лежачими полицейскими! А во всех остальных местах должны стоять знаки рекомендуемой скорости. Пускай в случае ДТП превышение скорости станет отягчающим обстоятельством, будет признаваться умышленным деянием, будет переводить правонарушение и разряда административных в разряд уголовных, НО гайцы на дороге наконец займутся своим делом!
Достаточно просто было камеры на дорогах поставить...
Максимально допустимая скорость транспортного средства - это скорость на автомагистрали... По данным Википедии в разных странах это значение варьируется от 70 (Турция) до 140 (Польша) километров в час, а в Италии это значение достигает 150 кмч. Но большинство производимых в мире автомобилей могут развивать скорость гораздо выше.
Каждый год автопроизводители выпускают автомобили, с улучшенными характеристиками аэродинамики, мощности двигателей, трансмиссии и прочего, затрачивая на это крупные денежные средства. Они держат марку или "создают" её.
Гонясь за высокими продажами, автопроизводители создают массовые и популярные модели автомобилей и предоставляют возможность нарушать правила желающим их нарушать. Соответственно, они подвергают риску попасть в ДТП по причине превышения скорости, как самих водителей, так и остальных участников дорожного движения...
В США превысить скорость - 100% попасть на фото- или видеокамеру или на глаза полицейского и, в итоге, быть крупно оштрафованным. В Европе особо не разгонишься, да и бдительные полицейские обязательно "поднимут" настроение. На российских дорогах превышать скорость - не жалеть свой автомобиль. НО! Люди продолжают покупать автомобили по принципу: "Мощный и стремительный". И каждый год около 25000 человек в России гибнет в ДТП, а 250000 человек получают ранения различной степени тяжести. А по данным Всемирной организации здравоохранения число смертей от ДТП достигает 1200000 человек…более миллиона смертей в год… это каждые 30 секунд в мире умирает человек в дорожно-транспортном происшествии….. Засеките время… а еще 20–50 миллионов получают в авариях тяжелые увечья.
Странам всего мира необходимо издать закон «О запрете производства транспортных средств, которые способны развивать скорость, превышающую максимально допустимую, согласно действующим правилам дорожного движения», а так же закон «Об обязательном переоснащении всех используемых транспортных средств для снижения скоростной способности». Звучит как невозможное и вызывает улыбку? Это происходит потому, что подобные мероприятия требуют проведения огромной работы и крупных вложений.
Автопроизводители будут экономить на производстве, а сэкономленные средства будут потратить:
- на обязательное оснащение всех автомобилей алкотестером, который не позволит запустить двигатель водителю, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения;
- на обязательное оснащение подушками безопасности даже в базовых комплектациях.
А те, кто страстно желают испытывать запредельные скорости могут идти … в водители формулы 1.