Наши автомобильные эксперты отвечают на все ваши вопросы. Зарегистрируйтесь и задайте вопрос.

Авто с АКПП, советы по эксплуатации .

Автор
Сообщение

Статьи по ремонту АКПП

  Эксплуатация автомобилей с автоматической коробкой  Основное преимущество автомобилей с автоматическими коробками передач (АКП) в простоте и легкости управления, что особенно удобно в городе с загруженными улицами. Наличие только двух педалей - акселератора ("газа") и тормоза, исключение необходимости постоянного переключения передач в процессе движения существенно облегчают управление. Срок службы современных коробок-автоматов соизмерим со сроком службы автомобиля, а обслуживание заключается в предотвращении течи масла, контроле его уровня и своевременной замене. Автомобиль с АКП более удобен в управлении, чем с механической коробкой. Быстрее трогаешься на светофорах, без проблем и насилия над сцеплением забираешься в горку, а значительную часть пути на работу по пробкам можно проехать, не трогая педали газа вообще.

Конструктивные особенности АКП предотвращают перегрузку двигателя и ходовой части. Современные автоматические коробки, управляемые бортовым компьютером, самостоятельно подстраиваются под индивидуальную манеру вождения. Такие недостатки, как несколько увеличенный расход топлива и сниженная динамика разгона, которые обычно приписывают "автоматам", могут быть замечены разве что спортсменами.

 Современные АКП при умелом использовании ничуть не хуже, а для подавляющего большинства водителей лучше механических коробок. Органы управления АКП В автомобилях с АКП водитель не включает передачи, а задает необходимые режимы переключений с помощью рычага управления (селектора)|. Специальные режимы (см. ниже) включаются кнопками и переключателями, расположенными на рычаге или рядом с ним/ Кроме того, работа коробки корректируется в зависимости от манеры водителя обращаться с педалью акселератора.

Селектор АКП имеет четыре основных положения, обозначенные буквами или цифрами. "Р" ("Parking") - включается на стоянке, коробка находится в нейтральном положении, ее выходной вал заблокирован {включен так называемый трансмиссионный тормоз), что предотвращает движение автомобиля. "R" ("Reverse") - задний ход. "N" ("Neutral") - нейтральное положение, аналогичное такому же положению в МЕХАНИЧЕСКОЙ коробке. В нем колеса и двигатель разъединены, автомобиль не заторможен и может свободно катиться при внешнем воздействии или под уклон. "D" ("Drive") - движение вперед с последовательным автоматическим переключением всех передач в сторону повышения при разгоне и понижения при уменьшении скорости. Кроме перечисленных, могут быть и другие положения селектора: "4", "3", "2", "1" ("L"), при выборе которых автомобиль будет двигаться вперед: "4" - на первых четырех передачах (для 5-ти ступенчатых АКП) - испопьзуется в городских условиях при плотном потоке, частых ускорениях и торможениях; "3" - на первых трех передачах - используется на дорогах с небольшими подъемами и спусками и для торможения двигателем (в городе для 4-х ступенчатых АКП); "2" - на первой и второй передаче - применяется на горных дорогах или в тяжелых условиях, при буксировке прицепа или другого автомобиля (эффективность торможения двигателем выше, чем при положении "3"). На некоторых автомобилях этот режим обеспечивает начало движения со второй передачи, что удобно при трогании с места на скользкой дороге зимой; "1" ("L")1 - только на первой передаче - при движении на крутых подъемах и по бездорожью (особенно с прицепом или во время буксировки другого автомобиля), а также для длительного торможения двигателем. Эффективность торможения на этом режиме максимальная. Перевести рычаг в любое из положений можно на неподвижном автомобиле.

В движении не рекомендуется манипулировать селектором, но при необходимости это нужно делать при отпущенной педали газа. Исключением являются АКП с режимом принудительного переключения передач (система управления "Autostick") но и в этом случае необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации конкретного автомобиля. Внимание! Несоблюдение требований инструкции опасно для коробки и двигателя. Для предотвращения поломки автоматической коробки из-за неправильных перемещений селектора в его ручке предусмотрен фиксатор кнопкой, не позволяющий допустить ошибку. Зимний режим ("WINTER', "W", "2nd start", "Snow", "*" и т.п.) тоже относится к специальным, он предусматривает начало движения со второй передачи, что снижает вероятность пробуксовки колес на скользкой дороге. При включении того или иного режима на панели приборов загорается индикаторная лампа . Управление АКП Во время стоянки рычаг устанавливают в положение "Р". Этого вполне достаточно на относительно ровных участках.

 На уклонах, для надежного удержания автомобиля на месте, дополнительно включают ручной тормоз. Рекомендуется затянуть "ручник" и только после этого перевести селектор в стояночное положение. Пуск двигателя на исправном автомобиле возможен только в случае, если рычаг управления находится в положении "Р" или "N" (в случае неисправности при других положениях селектора машина может начать движение). Если рычаг находится в положении "N", во избежание самопроизвольного трогания с места в момент пуска, желательно нажать педаль тормоза. Начинать движение желательно после того, как прогреется двигатель (об этом свидетельствует снижение его оборотов). Перед началом движения следует нажать на педаль тормоза, перевести рычаг управления в нужную позицию (чаще всего для движения в го Роде используют режим "4" и "D", а на трассе "О") После характерного толчка, свидетельствующего о том, что все элементы внутри АКП пришли в рабочие состояние - аналогично полному спусканию педали сцепления на механической пробке, отпускают педаль тормоза и начинают: движение.

Для ускорения используют педаль "газа". Внимание! Запрещается нажимать на педали газа и тормоза одновременно, так как при этом возникает перегрев коробки, очень быстро приводящий к выходу ее из строя. Не рекомендуется во время движения переводить рычаг в положение "N" (например, подкатываясь к перекрестку), поскольку в этом случае теряется связь колес с двигателем и резкое торможение может привести к заносу автомобиля. При движении автомобиля вперед категорически запрещается переводить рычаг управления в положения "Р" и "R", а при движении назад переводить рычаг в любое из положений для движения вперед. Такие переключения можно делать только при полной остановке автомобиля, удерживая нажатой педаль тормоза. Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКП. Торможение двигателем (на длинных спусках или скользкой дороге) можно обеспечить путем последовательного запрещения верхних передач, перемещая селектор в сторону их понижения до получения необходимого тормозного эффекта. Внимание! Каждое переключение должно соответствовать пределу скорости, указанному в инструкции по эксплуатации автомобиля, чтобы обороты двигателя не достигли критической величины.

 Для резкого разгона следует полностью нажать на педаль газа'. Это приведет к автоматическому переключению на одну или две передачи вниз в зависимости от условий движения и ускорению автомобиля - так называемый режим "Kick-down". При вынужденных кратковременных остановках, например у светофоров, достаточно отпустить педаль акселератора и нажать на тормоз. Переводить рычаг из положения "D" в положение "N" не следует, так как это приведет к лишним переключениям и дополнительной нагрузке на коробку. Такое переключение целесообразно только в "пробках" в жаркую погоду для предотвращения перегрева АКП.

Не следует удерживать автомобиль на подъеме от скатывания назад, слегка "подгазовывая" педалью акселератора. В таких ситуациях необходимо пользоваться тормозом. В зимний период эксплуатации движение начинается при прогретом двигателе. Для ускорения прогрева рычаг последовательно перемещают во все положения, с задержкой в каждом из них в течение нескольких секунд. Затем, при работе двигателя на холостом ходу, удерживая автомобиль педалью тормоза, устанавливают один из диапазонов движения на несколько минут. В крайнем случае, после некоторого прогрева можно начать движение на пониженной передаче с малой скоростью до разогрева масла.

Маневрирование с небольшой скоростью или в ограниченном пространстве обеспечивается отпусканием и нажатием педали тормоза (педаль "газа" не используется). Все переключения для изменения направления движения осуществляются при полностью заторможенных колесах автомобиля. При попытке выбраться из грязи или снега путем "раскачивания" автомобиля автоматическая трансмиссия вынуждает не просто переключать селектор "вперед - назад" (как на "механике"), а останавливать машину в точке "зависания" педалью тормоза. Затем селектор переводят в другое положение и только после характерного топчка, свидетельствующего 0 включении передачи, отпускают педаль тормоза и прибавляют газ. Несоблюдение этого простого правила способно разрушить АКП в течение одной такой неумелой попытки При движении вперед для ограничения скорости вращения колес лучше выбирать режимы "2" или "1"("L"). Внимание! Категорически запрещается скатываться назад (с прокручиванием колес) при положениях рычага коробки, соответствующих движению вперед. Для буксировки автомобиля с неисправной АКП предпочтительно использовать эвакуатор. Если в АКП возникли проблемы, нет никакой уверенности, что работает система смазки трущихся частей.

Буксировка в таком случае превратит коробку в конце пути в хлам из погоревших деталей. Косвенно оценить работоспособность системы можно, сравнив уровень масла при работающем и заглушенном двигателе. Если уровень после запуска не падает, о буксировке лучше забыть. Буксировка с работающим двигателем и исправной коробкой осуществляется в положении селектора "N". При этом следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля или правилом "50x50" (буксировка со скоростью не более 50 км/час на расстояние до 50 километров). Иногда в безвыходной ситуации. при неработающем двигателе в коробку заливают максимально возможное количество масла, что обеспечивает хоть какую-то смазку всех ее деталей. При отсутствии эвакуатора и необходимости буксировки на большее расстояние лучше всего разъединить трансмиссию. Для буксировки прицепа используются диапазоны "3", "2" или "1" ("L"), в зависимости от условий движения. Контроль технического состояния Большинство современных автомобилей с АКП имеют электронную систему управления, контролирующую ее работу. В случае каких-либо сбоев она записывает информацию о них в свою память в виде кодов неисправностей2. Одновременно водитель информируется миганием контрольных ламп "OD OFF", "HOLD", "S", "CHECK TRANS", "POWER" или высвечиванием надписей "Getriebe Program", "Gearbox Malfunction", "Check Engine" и т.д. Автоматические коробки чувствительны к перегреву, а также недостаточному и завышенному уровню трансмиссионной жидкости (ATF - automatic transmission fluid) - в обиходе "масло" для АКП".

Чаще всего недостаточное его количество становится причиной поломок автоматических коробок. Поэтому, для их упреждения, важно вовремя заметить и ликвидировать течь масла, регулярно контролировать его уровень и состояние. В случае перегрева двигателя очень важно вовремя решить эту проблему, так как масло в АКП охлаждается единой системой охлаждения. Его перегрев - медленная (иногда и не очень) смерть коробки из-за большого количества в ней резиновых манжет, уплотнительных колец, прокладок, которые при перегреве теряют эластичность и не выполняют свои функции. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы обороты холостого хода прогретого двигателя всегда были в норме. Превышение значения 1000 об/мин приводит к быстрому перегреву АКП при удерживании автомобиля на месте педалью тормоза, а также при возникновении ударов при переводе селектора из "P" или "N" в другие положения. При перемещении селектора в различные положения загрузка коробки (характерный толчок) должна происходить в течение 0,7-1,3 с (в зависимости от автомобиля). Если время превышает 2-3 секунды - это симптом неисправности и повод обратиться на станцию техобслуживания. Уровень масла проверяют при помощи специального щупа - как в двигателе. На нем может быть нанесено несколько меток. Две верхние (иногда других нет) с насечкой и (или) с надписью "Hot", соответствующей нормальному Уровню прогретого масла. Иногда имеется нижняя метка "холодного" уровня, предназначенная для ориентировочной оценки количества масла. На щупе может быть указано, в каком положении рычага следует осуществлять проверку, а также обозначена рекомендуемая марка масла. В большинстве случаев контроль осуществляется при прогретой коробке в положении селектора "P" (в некоторых случаях "N"). Автомобиль устанавливают на ровной горизонтальной площадке, запускают двигатель и измеряют уровень жидкости. Если уровень масла неразличим, а имеющаяся на щупе жидкость вспенена, это свидетельствует о недостаточном или чрезмерном его количестве, что одинаково негативно отражается на работоспособности автоматической коробки. Косвенно о состоянии АКП можно судить по прозрачности, цвету, запаху трансмиссионной жидкости и наличию в ней посторонних включений. Свежее масло прозрачное, обычно имеет красный цвет (желтый для синтетического масла, хотя есть и красная синтетика), который меняется в процессе работы до желтовато-коричневого. Темно-коричневый или черный цвет в сочетании с горелым запахом - основание для беспокойства. Для проверки надо капнуть жидкость со щупа на лист белой бумаги. Если жидкость непрозрачна или в ней можно различить мелкие черные частички и чувствуется явный запах гари, или жидкость имеет белесоватый эмульсионный оттенок, это говорит о серьезных неисправностях. Периодичность замены масла указывается в инструкции к автомобилю для нормальных условий эксплуатации. Но если машина работает в тяжелых условиях (такси, постоянная буксировка прицепа и т.п.), а при проверке выяснилось, что масло потемнело и (или) появился запах гари, необходимо заменить его, не дожидаясь планового срока.

Следует помнить, что отработавшая ATF при замене должна быть прозрачной, а обилие продуктов износа свидетельствует о прогрессирующем повреждении деталей АКП. Замену лучше доверить квалифицированным специалистам, так как кроме масла обычно меняется фильтр и прокладка поддона АКП. Кроме того, по состоянию отработавшей жидкости и отложениям в поддоне опытный мастер способен достаточно точно оценить состояние коробки в целом. Источник - журнал "Полезные страницы", выпуск №15, 2004 г.  Автоматические коробки передач (АКПП)  Улучшение эксплуатационных качеств современного автомобиля привело к значительному усложнению его конструкции. А оснащение автомобилей автоматической трансмиссией позволило резко снизить объем нагрузки, возлагаемой на водителя во время движения, что также благоприятно отразилось на ходовой части, двигателе и скоростных качествах автомобиля.

Надежность и простота эксплуатации определили дальнейшее широкое использование этого изобретения. В настоящее время автоматические трансмиссии применяются и на легковых, и на полноприводных автомобилях, и даже на грузовом транспорте. При использовании транспортного средства с ручным управлением, для поддержания необходимой скорости водителю необходимо часто пользоваться рычагом переключения передач. По этой причине он обязан постоянно следить за нагрузкой двигателя и скоростью автомобиля.

Применение автоматической трансмиссии исключает необходимость постоянного пользования переключающим рычагом. Изменение скорости выполняется автоматически, в зависимости от нагрузки двигателя, скорости перемещения транспортного средства и желания водителя. Поэтому, по сравнению с ручной коробкой передач, автоматическая трансмиссия имеет следующие неоспоримые преимущества: - увеличивает комфортность вождения автомобиля за счет освобождения водителя от контрольных функций; - автоматически и плавно производит переключения, согласовывая нагрузку двигателя, скорость его движения, степень нажатия на педаль газа: - предохраняет двигатель и ходовую часть автомобиля от перегрузок; - допускает и ручное, и автоматическое переключение скоростей. Все разнообразие автоматических трансмиссий, применяемых сегодня, условно можно разделить на два типа. Основное различие этих типов заключается в системах управления и контроля за использованием трансмиссии. Для первого типа характерно то, что функции управления и контроля выполняются специальным гидравлическим устройством. А во втором типе функции управления и контроля выполняет электронное устройство. Составные части же и узлы автоматических трансмиссий обоих типов практически одинаковы. Существуют некоторые различия в компоновке и устройстве автоматической трансмиссии переднеприводного и заднеприводного автомобиля. Автоматическая трансмиссия для переднеприводных автомобилей более компактна и имеет внутри своего корпуса отделение главной передачи - дифференциал. Несмотря на эти отличия, основные функции и принцип действия всех автоматов одинаковы. Для того, чтобы обеспечить движение, а также для выполнения других своих функций, автоматическая трансмиссия должна быть оснащена следующими узлами: механизмом выбора режима движения, гидротрансформатором, коробкой передач, узлом управления и контроля. Механизм выбора режима движения представляет собой рукоятку, размещенную в салоне автомобиля и связанную с коробкой передач жесткой или гибкой тягой. С помощью этого рычага водитель выбирает режим работы автомобиля: "вперед", "назад", "нейтраль" или "парковка". На большинстве автомобилей способ движения вперед состоит из трех стадий или, можно сказать, трех режимов: режима низкой скорости, среднего режима и режима нормального движения. В зависимости от изготовителя эти режимы имеют разные обозначающие символы. Например, режим низкой скорости обозначен символами "L" или "1", средний режим чаще всего обозначается "2", "S" или "*", а режим нормального движения - "D" или "D-З", однако применяются и другие символы.

Режим низкой скорости используется как первая передача в случае, когда требуется большой крутящий момент при небольшой скорости перемещения. Например, трогание с места в гору, преодоление крутых подъемов на малой скорости, езда по дороге, изобилующей ямами и рытвинами. Средний режим обычно имеет только две передачи, иначе говоря, одно переключение. При нажатой педали газа автомобиль движется на второй передаче, а при отпускании, по истечении нескольких секунд, происходит торможение двигателем и переключение на первую передачу, что дает возможность реже использовать тормоза. Наиболее целесообразно этот режим использовать при езде по скользкой дороге (снежный накат, гололед или гололедица), по дороге с недостаточно хорошим покрытием (ямы, рытвины) и т.п.

Если рычаг установлен в положение нормального режима движения, то трансмиссия работает в трехскоростном режиме. Этот режим используется при движении по дороге, имеющей хорошее покрытие, позволяющее развивать достаточно высокую скорость, обеспечивает беспрепятственное трогание с места в небольшой подъем и т.д. Под рычагом также нанесены и другие символы: "Р" - предполагает парковку автомобиля с неработающим двигателем; "R" - используется при маневрировании; "N" - обеспечивает свободное качение автомобиля в любом направлении, а также его стоянку с работающим двигателем.

 Следует отметить, что в целях обеспечения безопасности автоматическая трансмиссия разрешает запустить двигатель только в положении "N" или "Р". В процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть ошибочные переключения. Наиболее частой и опасной ошибкой неопытного водителя является перемещение рукоятки в положение "R" при движении вперед. Рычаг выбора режима движения сконструирован таким образом, что обеспечивает разрешенные переключения без нажатия фиксатора как при трогании с места, так и во время движения. Поэтому, если вам необходимо переместить рукоятку из положения "N" в положение "D", то это можно сделать, просто потянув ее к себе. Однако, если вы захотите перевести рычаг из положения "D" в положение "L" или "R", то без нажатия фиксатора вам это не удастся. Это сделано для предотвращения поломок и перегрузок трансмиссии при неверном выборе движения. Установка рычага в положение, в которое его возможно установить только с нажатой фиксирующей кнопкой, осуществляется либо после полной остановки (если нужно установить "R"), либо после замедления движения до минимума (если необходимо установить "L"). Конструктивной особенностью автоматических трансмиссий является оборудование их специальной системой включения более низкой передачи. Она срабатывает при резком или полном нажатии педали газа и позволяет резко увеличить скорость движения транспортного средства, например при обгоне. Использование на высоких скоростях трехступенчатой автоматической трансмиссии влечет за собой некоторый перерасход топлива. Поэтому большинство современных автоматических трансмиссий оборудованы четвертой передачей, обозначающейся символами "O/D" или "D4". Обычно использование четвертой передачи инициируется принудительно с помощью кнопочного переключателя, расположенного на панели управления или на рукоятке выбора режима движения. Конструктивно трансмиссия выполнена таким образом, что предполагает использование четвертой передачи только на скорости, превышающей 40 км/час, в условиях движения, не требующего большого крутящего момента. В промежуточном кожухе, между двигателем и коробкой передач, установлен гидротрансформатор, который выполняет функции обычного сцепления.

В процессе работы этот узел, наполненный трансмиссионной жидкостью, несет довольно высокие нагрузки и вращается с достаточно большой скоростью. Он не только передает крутящий момент, поглощает и сглаживает вибрации двигателя, но и приводит в действие масляный насос, находящийся в корпусе коробки передач. Масляный насос наполняет трансмиссионной жидкостью гидротрансформатор и создает рабочее давление в системе управления и контроля. Поэтому является неверным мнение о том, что автомобиль, оснащенный автоматической трансмиссией, можно завести принудительно, не используя стартер, а разогнав его до высокой скорости. Шестеренчатый насос получает энергию только от двигателя, и если двигатель не работает, то давления в системе управления и контроля не создается, в каком бы положении не находился рычаг выбора режима движения. Следовательно, принудительное вращение карданного вала не обязывает коробку передач работать, а двигатель - вращаться. В корпусе самой коробки передач расположены несколько планетарных механизмов, они и обеспечивают необходимые передаточные отношения. А передача крутящего момента от двигателя через планетарные механизмы к колесам происходит с помощью фрикционных дисков, дифференциала и других сервисных устройств. Управление всеми этими устройствами осуществляется благодаря трансмиссионной жидкости через систему управления и контроля.

Особое внимание следует уделить узлу управления и контроля. Этот узел состоит из маслосборника (поддон коробки передач), шестеренчатого насоса и клапанной коробки. Клапанная коробка представляет собой систему каналов с расположенными в них клапанами и плунжерами, которые выполняют функции контроля и управления. Это устройство преобразует скорость движения автомобиля, нагрузку двигателя и степень нажатия на педаль газа в гидравлические сигналы. На основе этих сигналов, за счет последовательного включения и выхода из рабочего состояния фрикционных блоков, автоматически изменяются передаточные отношения в коробке передач.

Жидкостью, используемой в автоматической трансмиссии, выполняются самые разные функции: передача крутящего момента в гидротрансформаторе от двигателя в коробку передач, обеспечение функционирования системы управления и контроля, работа фрикционных блоков, смазка и охлаждение трущихся деталей и т.п. Поэтому в автоматической коробке передач применяется специальное высококачественное минеральное масло, получаемое из нефти и смешанное с несколькими особыми добавками. Это масло называется смазочной гидравлической трансмиссионной жидкостью. Использование иных типов масел снижает эксплуатационные характеристики и зачастую приводит к отказу автоматической трансмиссии. Тип используемой трансмиссионной жидкости, как правило, указан на масляном щупе коробки передач или в сертификате качества автомобиля. Для обеспечения правильного функционирования коробки передач и ее долговечности необходимо поддерживать оптимальный уровень и обновлять жидкость по мере ее использования.

Срок эксплуатации трансмиссионной жидкости указан на упаковке или в сертификате качества на саму жидкость. Однако опыт эксплуатации показывает, что средняя периодичность ее замены составляет около 15 000 километров. Это объясняется еще и тем, что подержанные автомобили сильно изношены и эксплуатируются в жестких условиях. Кроме того, часть жидкости остается в гидротрансформаторе, клапанной коробке, насосе и других полостях, поэтому можно сменить только половину используемого объема, т.е. происходит только обновление жидкости, а не замена. В большинстве автомобилей, оснащенных автоматической трансмиссией, используется жидкость типа "Dexron, "Dexron-II "Dexron-III". В настоящее время в автоматических коробках передач на автосредствах типа 4 WD используется более новая модификация смазывающей жидкости - тип "Т" или "Т-II". Указанные типы трансмиссионной жидкости специально окрашены в разные цвета, тип "Dexron" - красный, а тип "Т" - желтый. Этим подчеркивается, что смешивать их не рекомендуется. Необходимо также отметить, что в автомобилях, оснащенных автоматическими трансмиссиями, блок главной передачи и сама коробка передач могут быть разделены, и поэтому при замене масла оба отсека должны заполняться раздельно. В отсеке главной передачи используется обычное трансмиссионное масло "SАЕ 85W/90" или отечественное "ТАД 17", периодичность его замены составляет 50 000 км пробега.

Процесс замены трансмиссионной жидкости и оценка степени ее износа не совсем просты, но, если пользоваться нашими рекомендациями, могут быть выполнены самостоятельно. Конечно, можно ограничиться и общеизвестным, примитивным способом, который заключается только в выворачивании сливной пробки и возвращении ее на свое место после стекания жидкости, но мы настоятельно рекомендуем через каждые 30 000 км пробега для замены трансмиссионной жидкости воспользоваться следующей технологией: Организовать свободный доступ к поддону коробки передач, загнав автомобиль на эстакаду или подняв домкратом (обеспечив, конечно, свою безопасность). Вывернуть сливную пробку и слить трансмиссионную жидкость. Завернуть сливную пробку на место и, не прилагая больших усилий, подтянуть ее. Вывернуть все болты, расположенные по периметру масляного поддона коробки передач, и аккуратно, чтобы не повредить прокладку, отделить поддон от корпуса коробки передач. Не сливая остатков жидкости, убрать его в сторону для анализа. Найти на нижней поверхности клапанной коробки фильтр для трансмиссионной жидкости, снять его для промывки и анализа продуктов износа, накопившихся в нем. Сам фильтр представляет собой металлическую сетку, заключенную в стальной корпус Провести анализ продуктов износа, находящихся в фильтре и поддоне. Продукты износа могут состоять из стальной, латунной и алюминиевой стружки, черных пластинчатых чешуек и крупной пластмассовой стружки. Алюминиевая и латунная стружка возникает в результате износа подшипников скольжения. При нормальной степени износа она появляется в виде серого налета на внутренней поверхности поддона, корпуса фильтра, магнитах и присутствует в трансмиссионной жидкости в виде очень мелкой взвеси. Стальная стружка возникает от износа стальных подшипников качения, валов, шестерен и т.п. В норме она может присутствовать только в очень мизерных количествах, как продукт, оставшийся еще со времени приработки узлов в коробке передач. Большее же се количество свидетельствует об аварийном состоянии автомата. Наличие большого числа черных пластинчатых частиц говорит о начале процесса быстрого износа фрикционных дисков, по истечении некоторого времени неминуемо ведущего к поломке. Так же недопустимо наличие крупной пластмассовой стружки, которая возникает в связи с выходом из строя различных шестерен и подшипников скольжения, изготовленных из полимерных материалов. В процессе эксплуатации продукты износа забивают отверстия в сеточке фильтра и резко снижают поступление трансмиссионной жидкости, в результате трансмиссия обязательно выходит из строя. Промыть в керосине или бензине или другой жидкости поддон и сеточку фильтра. Для удаления продуктов износа можно воспользоваться сжатым воздухом от компрессора или насоса. Ветошь в данном случае использовать не рекомендуется, так как она оставляет ворс на поверхности протираемых деталей. Смытый трансмиссионной жидкостью, он закупоривает фильтр. Если корпус поддона или фильтр искорежен, и пропускная способность по жидкости уменьшена, это также может привести к поломке автомата, поэтому нужно попытаться придать им первоначальное состояние или заменить. Очищенные магниты возвращаются в поддон коробки передач. Промытый фильтр трансмиссионной жидкости устанавливается на свое место и тщательно притягивается крепежными болтами. Подготовленный поддон вместе с магнитами и прокладкой нужно установить на штатное место. Если прокладка повреждена, то ее поверхность рекомендуется обработать герметиком. Усилие затяжки болтов не должно быть очень велико, так как это может привести к повреждению прокладки, и тогда течь жидкости неизбежна. Заливка трансмиссионной жидкости в коробку передач осуществляется через шахту щупа. Уровень должен соответствовать меткам, указанным на щупе.

 В момент замера двигатель автомобиля должен работать, а рычаг режима движения необходимо установить в положение "N", это объясняется тем, что в этом положении ко всем трущимся деталям подается смазка и заполняются все обвоздушенные полости коробки передач. Объем обновляемого масла колеблется в пределах от трех до пяти литров в зависимости от марки автомобиля. Для более раннего и более точного определения неисправности существуют несколько операций и проверочных тестов. Однако мы настоятельно рекомендуем не злоупотреблять ими и, во избежание поломок, соблюдать меры безопасности. Наиболее простым является "Тест задержки во времени". Во время работы двигателя, на холостом ходу, при установке рычага выбора режима движения в положение "D" или "R" с нейтральной позиции, прежде чем почувствуется срабатывание, должна происходить задержка во времени. Целью проведения данного теста является проверка работоспособности узлов и механизмов коробки передач. В целях безопасности и предотвращения поломок необходимо: - перед проведением теста хорошо прогреть коробку передач, температура автоматической трансмиссии должна составлять не менее 50-80 градусов С; - для достижения высокого качества проверки нужно сделать не менее трех измерений и определить их среднюю величину; - для сохранения высокой работоспособности автоматической коробки передач между измерениями обязательно должны делаться минутные перерывы.

"Тест задержки во времени" проводится следующим образом:

1. Полностью вытяните рычаг ручного тормоза.

2. Запустите двигатель.

3. Проверьте частоту вращения двигателя на холостом ходу в диапазоне "N". Например, частота холостых оборотов для двигателя 3S-F должна составлять 800 об/мин, для 3S-FE находится в пределах от 700 до 750 об/мин, а для двигателя 4А-F соответствовать 800-900 об/ мин. Если холостые обороты двигателя не соответствуют норме, то результаты измерения тоже будут неверны, и тест придется повторить.

4. Переведите рычаг выбора режима движения из позиции "N" в диапазон "D". 5. Используя секундомер, измерьте время от начала передвижения рукоятки до момента срабатывания трансмиссии. Измерения рекомендуется провести не менее трех раз и определить их среднее значение. В данном случае задержка во времени должна составлять не более 1,2 секунды. 6. Используя тот же способ, проведите измерения при переключении их диапазона "N" в "R". В этом случае задержка во времени не должна превышать 1,5 секунды. Оценивая результаты проведенного теста, вы должны исходить из того, что при наличии какой-либо поломки время срабатывания может только увеличиться. Выяснить причину и устранить неисправность может только профессионал. Поэтому вам надо срочно обратиться в соответствующее сервисное предприятие.

Также довольно прост "Стояночный тест".

Его цель - проверка рабочих качеств двигателя, гидротрансформатора и коробки передач в целом. Для обеспечения безопасности и исключения поломок необходимо: - проводить тест на достаточно светлом и широком участке; - тест должен проводиться двумя мастерами, работающими в паре: один из них должен наблюдать за колесами или их стопорами и немедленно предупредить о провороте колес или сдвигании стопоров, тогда как второй мастер проводит испытания и записывает измерения; - длительность проведения теста не должна превышать пяти секунд. Проведение теста и оценка его результатов:

 1. Обязательно закрепите передние и задние колеса.

 2. Если необходимо, установите тахометр.

 3. Полностью вытяните рычаг парковочного тормоза.

 4. Надавите на педаль тормоза левой ногой и удерживайте ее в этом положении в течение всего теста.

 5. Заведите двигатель.

 6. Установите рычаг выбора режима движения в диапазон "D".

 7. Нажимая на педаль газа правой ногой до упора, замерьте показания тахометра. 8. Сделайте перерыв продолжительностью не менее одной минуты. Повторите тест, установив рычаг выбора режима движения в диапазон "R". При оценке этого теста нужно знать, что при каждом нажатии педали газа стрелка тахометра должна плавно подняться и остановиться на определенных оборотах. Например, для двигателей 4А-F, 3S-F и 3S-FE частота оборотов должна находиться в пределах от 1950 до 2350 об/мин. При этом не должно возникать никаких посторонних шумов, вибраций и ударов, а автомобиль должен оставаться на месте. Если показания тахометра не соответствуют норме: - меньше номинала, но одинаковы в обоих диапазонах ("D" и "R"), - чаще всего причина заключена в недостаточной мощности двигателя; - выше номинала в обоих диапазонах - причина, скорее всего, кроется в неисправности гидротрансформатора или коробки передач; - выше номинала в одном из диапазонов - наиболее вероятно, что неисправность сосредоточена только в коробке передач. Еще раз обращаем ваше внимание, что при получении сомнительного или отрицательного (из перечисленных выше) результата вам лучше всего обратиться к специалистам. Наиболее сложно провести и оценить "Дорожный тест", который проводится для определения наличия точек переключения, обнаружения посторонних шумов, вибраций и пробуксовок в коробке передач.

Для обеспечения безопасности проведение теста должно осуществляться на достаточно широком, светлом, ровном и пустом участке дороги; перед выездом необходимо хорошо прогреть двигатель и коробку передач. Проведение "Дорожного теста" и его оценка:

1. Установите рычаг выбора режима движения в положение "D" и, постепенно нажимая педаль газа, проверьте наличие переключении 1-2, 2-3 и 3-4 (после нажатия кнопки"O/D"). Если нет какого-либо из переключении, то неисправна автоматическая коробка передач или ее узел управления и контроля; если моменты переключения затянуты, то неверно отрегулирован дроссельный тросик (о его проверке и регулировке поговорим позже).

2. Зафиксируйте скорость 70 км/час в режиме "D" на передаче "О/D" и осуществите небольшое нажатие на педаль газа. Обороты двигателя не должны меняться резко. Если же на тахометре наблюдается резкий скачок оборотов двигателя, то можно утверждать, что поломка находится в гидротрансформаторе, и он скоро полностью выйдет из строя.

3. Остановитесь и переведите рычаг выбора режима движения в диапазон "2". Постепенно нажимая педаль газа, проверьте наличие переключения 1-2. Двигаясь на второй передаче, отпустите педаль акселератора и обратите внимание на наличие торможения двигателем. Повторив несколько раз эту операцию, удостоверьтесь, что переключения 1-2, 2-1 не сопровождаются вибрацией, ударами или проскальзыванием. Если отрицательных явлений нет, то коробка находится в хорошем состоянии.

4. Полностью остановитесь и, переместив рычаг в положение "L", плавно нажимая педаль газа, убедитесь в отсутствии переключения на вторую ступень, а также проверьте наличие торможения двигателем при отпускании педали газа. При многократном нажатии и отпускании педали газа послушайте работу коробки передач для выявления посторонних шумов и вибраций. Если происходит переключение на вторую ступень или нет торможения двигателем, то неисправен узел управления и контроля.

5. становитесь и, переключившись в диапазон "R", резко нажмите на педаль газа. Убедившись в отсутствии пробуксовок, вибраций и посторонних шумов, продолжайте тестирование.

6. Установив автомобиль на наклонном участке, с уклоном около 5 градусов С, переместите рычаг выбора режима движения в положение "P" и отпустите тормоз. Автомобиль должен зафиксироваться на месте; если автомобиль скатывается, то причину следует искать в неисправности механизма парковки автомата. Напоминаем, что при проведении теста нужно обратить особое внимание на наличие посторонних шумов и вибраций. Отнестись к ним нужно с должной ответственностью, так как эти шумы и вибрации могут быть вызваны разбалансировкой гидротрансформатора, ведущего вала и т.п.. что может привести к созданию аварийной ситуации. Важная деталь в управлении автоматом - дроссельный тросик. Он соединяет механизм управления и контроля автоматической коробки передач с сектором дроссельной заслонки двигателя, которая приводится в движение от педали газа. Эта деталь и есть средство, отражающее желание водителя. Она представляет собой металлический тросик, заключенный в пластмассовый кожух, жестко закрепленный с обеих сторон.

При длительной эксплуатации пластмассовый кожух высыхает, укорачивается и вылезает из своих посадочных мест в результате изменения его длины. Управление автоматом становится неверным, и он отвечает водителю некорректными действиями. Для устранения этой неисправности нужно убедиться в отсутствии разрывов, мест оплавления и резких перегибов, а отремонтировав посадочные места пластмассового кожуха, заново его отрегулировать:

1. После ремонта проверить легкость вытягивания, а главное, возврата дроссельного тросика внутри кожуха.

2. Ослабить регулировочные гайки.

3. Полностью нажать на педаль газа и регулировочными гайками установить тросик в такое положение, при котором стопор будет выходить из защитного резинового кожуха не более чем на миллиметр.

4. Аккуратно затянуть регулировочные гайки и только после этого отпустить педаль газа.

5. Многократно нажимая педаль газа, проверить качество регулировки. Проделав все вышеперечисленные тесты, можно достаточно точно определить состояние автоматической трансмиссии, раньше выявить возникающие неисправности и устранить их.


Из книги Сергея Корниенко "Ремонт японских автомобилей", "А+С"

Написать комментарий

Использование материалов сайта разрешается только с обязательной установкой активной гиперссылки на сайт AutoPeople.Ru рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой «по материалам интернет-сайта AUTOPEOPLE.RU»

Возрастные ограничения: 18+